Elling - Голландские моторные яхты без комплексов

Капитан Клуб моторные яхты EllingО моторных яхтах "Elling" писали, пишут и напишут еще много. Как о яхтах, несколько изменивших стереотип восприятия водоизмещающего судна или, если угодно, глиссирующего судна в диапазоне длин 45-50 футов. Моторную яхту "Elling" спроектировала группа голландских инженеров под руководством известного конструктора мегаяхт Frank Mulder, автора таких проектов, как "Millenium 75", "118", "140", самой скоростной в свое время мегаяхты "Blue Velvet" и пр. Интерьерами занимался дизайнер Ken Freivokh известный своими работами для компании "FAIRLINE" над модельным рядом "Squadron". 
 
Последние 10 лет совершенствованием и доводкой занимался директор (и совладелец) "NEPTUNE MARINE GROUP" Anton van den Bos – прекрасный инженер, организатор и судоводитель. "Elling" – его любимое детище и он постоянно наращивает производство этих судов даже за счет уменьшения выпуска других. 
Без всякого преувеличения можно сказать, что "Elling" никого не копирует. Создателям этих яхт удалось частично «разрулить» существующие в судостроении объективные противоречия между скоростью и запасом хода, между мореходностью и весом, обитаемостью и сопутствующей ей сниженной остойчивостью и высокой парусностью, что связано с развитием надстроек, между гидродинамикой глиссера и обводами по настоящему мореходного водоизмещающего судна.

Такой симбиоз характеристик, как скорость до 18 уз (при мощности 450 л.с.), запас хода до 1500 миль (в водоизмещающем режиме со стандартным топливным баком), неограниченный район плавания (класс мореходности «А», Ocean, высота волны более 4,0 м, сила ветра более 8 баллов) свидетельствует о прогрессивных технических решениях, принятых при создании этих судов.

Что позволило получить такие характеристики? 

. Многочисленные модельные испытания в бассейне, хорошо отработанный корпус судна «переходного режима», обеспечивающий минимальное сопротивление движению в водоизмещающем и полуглиссирующем режимах и высокую мореходность (отсюда запас хода в водоизмещающем режиме и максимальная скорость).

2. Армированный твароном (кевларом) корпус, обеспечивающий наряду с требуемой общей прочностью и местную высокую прочность, в частности, ударную, обладает способностью поглощать вибрацию и звук. При этом его масса, по сравнению со сталью, меньше на 40%. 

3. Исключительно удачная компоновка –двигатель (или двигатели) практически не «крадут» объемов (главный двигатель расположен между камбузом и каютой по правому борту), что позволяет даже в 45-футовой версии разместить 3 полноценные двухместные каюты, 2 салона, верхний и нижний, 2 туалетные комнаты с отдельными душевыми кабинами и при этом сохранить высоту судна над ватерлинией (brige clearance) не более 3,45 м (можно пройти по внутренним водным путям Европы от Балтийского или Северного моря до Средиземного). Такой клиренс способствует повышению остойчивости судна и хорошей адаптации к динамическим ветровым нагрузкам).

 

К другим особенностям этих яхт следует отнести: 

-сдвижную крышу ходовой рубки, оборудованную электроприводом и пневмоуплотнением по периметру; 

- дистанционно управляемую заваливающуюся радарную арку с навигационным и прочим оборудованием;

- возможность установки вспомогательных ходовых дизельных двигателей; при этом один вспомогательный двигатель мощностью 29 л.с. обеспечивает скорость 5,5 уз. 

- защиту винторулевой группы мощным килем, который способствует повышению остойчивости и устойчивости на курсе; при этом осадка не превышает 1,2 м, что позволяет смело подходить к необорудованному берегу;

- низкий уровень шума -- 72 дБ на максимальной скорости, 61 дБ в водоизмещающем режиме, что обеспечивают 5-лопастной гребной винт, гибкий CVT-вал «Aquadrive» и 8-слойная композитная шумоизоляция моторного отсека;

- высокую экономичность: при скорости 7 уз 1 л\милю, при 16 уз -- 2,6 л\милю; 

- большой выбор планировок, вариантов двигателей, генераторов, топливных баков, опций; индивидуальная работа с заказчиком в целях максимального удовлетворения его пожеланий даже в отношении некоторых изменений конструкции серийного судна. Отмечу также интерьеры, выполненные в классическом корабельном стиле, с обилием дерева, в частности, вишни, материал обивки мягкой мебели (диваны, кресла) -- кожа или ткань. В помещениях достаточная высота, есть полноценный камбуз и даже винные погреба. 

Об испытаниях и впечатлениях от яхт "Elling" «Капитан-Клуб» уже писал (№2, 2005 г.). Первая заказанная в Россию лодка летом 2005 г. прошла за месяц от Голландии до Черного моря (около 4000 миль), миновав 50 шлюзов. По пути были задержки, связанные с таможенными формальностями, регистрацией и одной поломкой (по гарантии доставили и заменили деталь муфты). 

Вот что рассказывает г-н В.Бельке, капитан первого российского "Elling 4":
«Чисто ходовое время составило около 20 суток. Серьезное испытание было на переходе между портом Кальмар и о.Готланд (Швеция). Волны достигали высоты 5 м, винт, оголяясь, молотил воздух, нос зарывался в воду. Несколько часов такой «скачки» судно и экипаж выдержали с честью, благополучно добравшись до порта-убежища, где переждали шторм. Не порадовало нас и Азовское море, где волна была до 4 метров, короткая и крутая, злая, не щадящая ни людей, ни судно. Большинство судов пережидало штормовую погоду в портах, а мы шли, поскольку заказчик жестко определил срок прихода в Новороссийск. Мы пришли буквально за день до назначенного срока. Много времени ушло на проход шлюзов, зато мы экономили время на заправках»

Капитан в целом констатирует, что из известных ему моторных яхт такого размера вряд ли хотя бы одна в таких штормовых условиях и за такой срок проделала бы этот путь. Он горд своим судном и с удовольствие рассказывает о нем. От себя, как от конструктора судов и дипломированного капитана-испытателя, хочу добавить, что такой сложный переход -- серьезное испытание для любого 50-футового судна и его экипажа. И то, что он был осуществлен в столь сжатые сроки, большая заслуга капитана. 

Было много скептиков среди профессиональных моряков, которые считали, что на новом судне обязательно будут поломки, что его нужно обкатать у завода хотя бы недели две, что даже из-за погоды будут простои и т.д. Короче, это чистая авантюра и заказчик судно в срок не получит. Я тоже сомневался, хотя знал, что построено более сотни яхт "Elling" и 10 отправлено в США, что владельцы ходят в дальние походы и даже кругосветки. Но лишних 5 дней для швартово-ходовых испытаний на верфи мы не могли себе позволить. Вот такое приключение выпало на долю первой яхты "Elling", поставленной в Россию. 

В мае этого года "Elling" другого российского заказчика прошел своим ходом из Голландии через Бискайский залив по Атлантике вдоль западного побережья Европы в Средиземное море и также побывал в штормах. Была неисправность, которую верфь устранила за два дня. Один раз пришлось 10 миль пройти на запасном двигателе -- засорился топливный фильтр главного двигателя. Заказчик доволен своим судном и собирается идти в новые походы на Мадейру и Канарские о-ва в июле этого года. 

Добавлю несколько слов о материале корпуса. Многие потенциальные заказчики сетуют на то, что у моторных яхт "Elling" не стальной корпус. Мотивация – они хотят оставлять яхту зимой в воде. Но стальное судно такого класса при прочих равных условиях весило бы на 4 т больше и обладало бы максимальной "ползучей" скоростью примерно 10 уз как большинство стальных яхт этого размера. Конечно в средней полосе России "Elling" на зиму надо из воды вытаскивать. Но, поверьте, только очень расточительный или равнодушный к своему судну человек оставит на зиму во льдах стальное голландское или немецкое судно, с его красивым композитным и дорогим покрытием металла в подводной и надводной частях. 

Дорогой читатель! Смею уверить вас, что на зимовку во льду у нас способны только традиционные суда "старой закалки", с их простейшей грунтовкой и покраской и специфической эстетикой. В этой статье приведен ряд технических характеристик, большую часть которых автор имел возможность проверить за штурвалом этого великолепного судна. 

Часть информации по обитаемости, архитектуре, ценам вы найдете на сайте. И в заключение. В журнале “Top Nautic magazine” №2, 2005 на обложке "Elling" расположили рядом с "Bently". Я был уверен, что моторная яхта "Elling" воспринимается как хорошая рабочая лошадка, не более, со своим, конечно, шармом. А вот в Европе ее ассоциируют с роскошью и престижем, возможно, даже причисляя к некому элитному морскому сословию. Не случайно в Германии, Голландии и США появились клубы владельцев яхт "Elling" (www.ellingclub.com, www.happyandfree.com). Стать членом такого клуба, как я понял из бесед на зарубежных выставках, мечтают многие владельцы более простых катеров и моторных яхт. 
 

Чего от души им и желаю!

 

Журнал "Капитан Клуб" №4 2006г.

Журнал "Фарватер" 2006г.

 

Александр Рубинов