Антон ван ден Бос - директор верфи Elling, ИНТЕРВЬЮ

Атон ван ден Бос — совладелец и бессменный директор Elling Yachts, компании, на протяжении без малого 20 лет выпускающей океанские круизеры длиной от 45 до 65 футов. Этот человек в прямом и переносном смысле устроил переворот в яхтенной индустрии. Его яхты первыми среди одноклассников пересекли Атлантический океан
и остаются единственными, которые прошли реальные испытания «оверкиль».
Но обо всем по порядку и из первых уст.

С чего началось ваше увлечение яхтами?
Я начал заниматься парусом давно, лет в двенадцать.
У отца была парусная динги, он обучал меня управлять
ею, и я выходил в море часто и даже один. Это было
захватывающе интересно. Потом, когда я уже начал
зарабатывать сам, то купил собственную небольшую
парусную яхту. Потом была лодка побольше…

Где вы учились?
Окончив школу, я поступил в технический универ-
ситет в Делфте, где обучался специальности инже-
нера-механика. Дальше была работа в большой
многонациональной компании, которая также дала
мне бесценный опыт.

Как и когда возник проект Elling?
Он появился в компании Neptune Marine Shipbuilding,
которая занималась строительством лодок, выпуская
около 20 корпусов в год. Один из заказчиков посчитал,
что было бы интереснее спроектировать лодку, опи-
раясь не столько на имеющиеся конструкции, сколько
на новые идеи. Так в 1990–1992 годах началась про-
работка новой концепции. Мы разработали множество
вариантов, общались с разными потенциальными
клиентами, интересовались их мнением относительно
того, что для них наиболее важно и как должна выгля-
деть привлекательная лодка.

Чем обусловлен необычный конструктивный тип ваших лодок?
Именно тем, что мы начали с концепции, а не с чер-
тежей на основе привычного подхода. Главным
в новой концепции стало сочетание двух возмож-
ностей: пересечения Атлантического океана и дви-
жения по внутренним водным путям Европы
и не только. Потом стали появляться варианты дизайна 
новой лодки: процесс отработки финальной версии занял
очень много времени. Чтобы лодка выглядела современно
и выделялась среди других, мы пригласили выдающегося гол-
ландского яхтенного дизайнера Фрэнка Малдера. Поскольку
интерьерный дизайн не менее важен, чем внешний, для этой
работы мы обратились к небезызвестному Кену Фрейвоху
из Великобритании. А потом приступили к строительству
головной лодки.

Какая модель была первой?
Elling E3 — ее построили в декабре 1997 года. Естественно, у нас
были проработки лодок меньше и крупнее, но Elling E3 стала
именно той яхтой, с которой было правильнее всего начинать
продвижение новой концепции на яхтенный рынок. Этих судов
мы построили более сотни.

А что было дальше?
Было абсолютно ясно, что проект следует развивать, строить
новые матрицы для еще более привлекательной и совершенной
модели на будущее. Поэтому мы удлинили корпус, чтобы повы-
сить мореходные качества, немного изменили его форму, сохра-
нив округлые очертания кормы и увеличив площадь кокпита.
Так появился Elling E4, который также принес нам успех.

И вот теперь E6?
Да, мы решили увеличить размеры яхты для повышения степе-
ни комфорта. Рубка стала просторнее, у поста управления
добавилось второе сиденье. Каюты тоже увеличились, у каждой
появился санузел с душем. А вариант Highline дает возможность
еще больше кастомизировать интерьер. На этой яхте сложнее
путешествовать по каналам Европы, но в остальном концепция
сохранена. Для разработки инженерной основы и дизайна кор-
пуса мы обратились к Vripack. Они проделали огромную рабо-
ту, и в итоге мореходные качества яхты даже превысили наши
ожидания.

Как выглядит портрет владельца яхты Elling?
Если говорить об Elling E3 и E4, то это такие же люди, как
и яхтсмены-парусники. Многие с опытом, за их спиной нема-
ло миль путешествий. На моторной яхте у них больше воз-
можностей для отдыха, поскольку не надо работать с паруса-
ми, отчего они и пересаживаются с парусной яхты. Владельцы
Elling E6 — это люди, прежде уже имевшие моторные яхты,
возможно, быстроходные. Они пришли к выводу, что высокая
скорость не столь уж необходима, поскольку сопряжена
с шумом и значительным расходом топлива. Когда они знако-
мятся с концепцией Elling E6, видят архитектуру, компоновку

и понимают возможности этой лодки, то после теста, где

становятся очевидными все преимущества яхты, включая

комфорт на борту, делают этот выбор.

Повлияет ли растущий спрос на производство?
Безусловно. Для этого у нас есть все возможности: достаточные
производственные мощности, эллинги — планируется новый,
и мы будем наращивать производство и выпуск яхт.

Как сказался кризис 2008–2012 годов на верфи?
В 2007 году дела шли просто прекрасно. Как раз тогда, в декабре,
перед самым кризисом, мы отправились пересекать Атлантику
на трех яхтах Elling с их русскими владельцами по маршруту
от Канарских островов на Карибы. Реакция прессы была фан-
тастической: о нашей экспедиции написали все журналы Европы,
Америки, Азии и, конечно, России. Последовавшая за этим
волна заказов позволила нам спокойно пережить кризис.

Как вы отважились на такой переход?
Я был уверен в концепте, положенном в основу проекта. Это
очень надежная яхта, остойчивая и с прочным корпусом.
Я не сомневался в безопасности, даже если нам повстречаются
огромные волны или случится ураган. Степень риска я не счи-
тал чрезмерной. На тот момент у меня не было опыта пересе-
чения океана, но я прочел немало книг на эту тему и знал, что
парусные яхты, в отличие от таких моторных, пересекают
Атлантику довольно часто. Единственный вопрос — топливо:
его должно было хватить на переход, поэтому наша скорость
не превышала 7,5 узла. Мы пересекли океан за 16 дней — гораз-
до быстрее, чем большинство парусных яхт.

Вы собираетесь снова предпринять такое
путешествие уже на Elling E6?
Конечно да — это один из наших планов на будущее. Надо
только заручиться согласием одного-двух владельцев пойти
вместе с нами флотилией.

А еще был эксперимент с переворотом…
В 1997 году, когда был построен первый Elling E3, мы утвержда-
ли, что лодка обладает способностью к самовосстановлению,
как спасательные шлюпки. Мы говорили об этом всем нашим
потенциальным заказчикам, хотя конкуренты нас пытались
оспорить. В 2014 году я решил на практике доказать такую воз-
можность и провел подобный эксперимент. Я находился внутри
яхты: конечно, ощущения не самые приятные, но все прошло
отлично. За тестом наблюдала почти тысяча людей — как лодка
накреняется, переворачивается и возвращается на ровный киль…

Как реагировали люди? Это добавило вам заказов?
Думаю, да: после теста лодки Elling стали еще более известными
благодаря публикациям в прессе и видеороликам. Подобные
разговоры можно было услышать и на выставках, когда люди
подходили и говорили: «Это та самая, которая не боится пере-
ворота». Правда, на некоторых дам такой тест произвел обрат-
ный эффект, когда они представили в опрокидывающейся яхте
своих мужей…

Расскажите, пожалуйста, о самой верфи.
Она находится в Нидерландах, в городе Алсте, где
исторически стандарты качества в судостроении
всегда были высоки, а люди любят работать. Именно
такие трудятся на нашей верфи, которая существует
с 1960-х годов. Сотрудники стареют, выходят на пен-
сию, им на смену приходит молодежь точно
с таким же отношением к работе. Поэтому нехватки
в квалифицированных кадрах мы не испытываем.

Как выглядит ваша работа в цифрах?
Как я уже говорил, было построено и продано более
сотни корпусов модели Elling E3. Тираж Elling E4 достиг
220 корпусов, поставленных в разные страны. После
запуска Elling E6 продано уже шесть яхт, две находят-
ся в постройке со сроком сдачи в 2019 году. Также
сейчас строятся четыре корпуса Elling E4.

Как вам видится рынок?
Рынок довольно большой, экономическая ситуация
в целом благоприятная. Мы фокусируемся на США,
поскольку американцы обычно любят пространство
и комфорт — именно то, чем славятся наши яхты. Что
касается европейского рынка, мы делаем ставку на тех,
кто ценит в лодке стиль. Нам очень интересен и рос-
сийский рынок, и будущее видится весьма позитивным.

Я знаю, что вы знакомы с королем Нидерландов…
Действительно, мы вместе ездили в Бразилию в соста-
ве делегации с экономической миссией. Тогда Виллем-
Александр был еще принцем. Отличный парень,
который с удовольствием может выпить вечером
кружку пива со всеми. Он активно занимается водны-
ми видами спорта, понимает в моторных лодках, раз-
бирается в технических аспектах. Он даже пожаловал-
ся, что на его лодке не хватает электричества для
питания оборудования, а я в ответ похвастался, что
на наших яхтах такой проблемы нет. Во время той
поездки я рассказывал о наших яхтах, ему понравилась
концептуальная идея, и, полагаю, только нехватка вре-
мени не позволяет отправиться на Elling в путешествие.

Какие планы в отношении яхтенных выставок?
В сентябре в Санкт-Петербурге состоится боат-шоу,
мы там будем со стендом и покажем Elling E4. Тогда
же в Голландии пройдет HISWA te Water, где мы высту-
пим с Elling E4 и E6. Потом будет Саутгемптон, куда
повезем Elling E6. Далее — Гамбург с Е4, несколько
выставок в США: в Форт-Лодердейле у нас будет боль-
шой стенд с Elling E6. А начало следующего года озна-
менуется выставкой в Дюссельдорфе, где впервые мы
выступим в павильоне № 6 и покажем наш Elling E6.

И несколько слов о вашей семье…
О, у меня фантастическая семья: чудесная жена, кото-
рая занимается домом, две дочери и два сына, у всех
масса увлечений. Я постоянно занят, часто нахожусь
в поездках, что непросто для них. Но они дают мне
возможность свободно заниматься делами. С ними
я счастлив. Дети уже сейчас помогают мне с выстав-
ками, и я надеюсь со временем вовлечь их в яхтенный
бизнес. Только сперва пусть они поработают в других
компаниях и свои первые ошибки сделают там.  

 

Российское издание Motor Boat and Yachting сентябрь-октябрь 2018 (№5/53)
 

Статья в журнальном формате с фотографиями: