ПОДВОДИМ ИТОГИ

Трансатлантический переход флотилии из трех моторных яхт ELLING Е4 с российскими экипажами, стартовавший 1 декабря от острова Ла-Пальма в Канарском архипелаге, 16 декабря, с прибытием на остров Сен-Мартен на восточной окраине Карибского моря, завершен. За 15 суток и 6 часов ходового времени пройдено 2585 миль.
Главным достижением перехода можно считать убедительное подтверждение незаурядной мореходности яхт ELLING. Они первыми из моторных яхт европейской категории «А» (Океан) прошли во время перехода через самые жестокие штормовые условия, предельные для этой категории, не получив никаких повреждений. Ни один из жизненно важных механизмов и приборов не отказал. Шесть человек из девяти участников перехода две недели назад поднялись на борт обычными пассажирами. То, что они с честью перенесли тяготы непрерывной качки и приступов морской болезни, говорит о том, что яхты ELLING обладают высоким уровнем обитаемости, упрощающим адаптацию к океанским условиям.
Кто знает – может быть, на маршруте Канары-Малые Антилы, хорошо освоенном парусными яхтами, со временем будут проводиться регаты моторных яхт. Пример ELLINGов показывает, что это реально.
Отдельный вывод относится к длительным плаваниям в российских водах. При наших расстояниях и трудностях с пополнением топлива запас хода в 2,5 тысячи миль, как нигде, очень может пригодиться.
Что нового внес этот переход в историю трансатлантических плаваний малых моторных яхт?
Впервые океан перешли лодки длиной менее 50 футов с полуводоизмещающими обводами и небольшой осадкой – всего 1,2 м. Классический тезис гласит – через океан могут идти глубокосидящие моторные яхты с водоизмещающими обводами традиционного траулерного типа. Вопреки этому тезису, полуводоизмещающие обводы и небольшая осадка не стали препятствием для перехода через Атлантику. Мало того, яхты ELLING продемонстрировали ряд преимуществ.
Не уступая водоизмещающим яхтам в лице знаменитых NORDHAVNов по полезной вместимости и по числу спальных мест, они подтвердили свою исключительную экономичность. Сопоставим две характеристики – удельный расход топлива и скорость. У ELLINGов – около 1,2 л на милю при среднерейсовой скорости 7,1 узлов, у соизмеримых по длине NORDHAVNов – 2,6 л на милю при среднерейсовой скорости 6,2 узла. Это означает, что эксплуатационные расходы ELLINGов, по меньшей мере, в два раза ниже, чем у NORDHAVNов.
Наиболее близкая по размерам к ELLINGу Е4 яхта NORDHAVN-47 (47 футов) имеет полное водоизмещение 38 т (у ELLINGа в данном переходе 20 т). Из этого следует, что стоимость постройки и цена сравниваемых яхт также отличаются примерно в два раза (при сопоставимой мощности главных двигателей). Это видно из сравнения рыночных цен на эти модели. Вывод – и первичные затраты при покупке, и эксплуатационные затраты говорят в пользу приобретения ELLINGов.
Отметим также габаритные отличия ELLINGов в дальних плаваниях как по внутренним акваториям (здесь к месту малая осадка и невысокий надводный габарит), так и в океане (здесь кстати малая парусность и повышенная остойчивость).
Немаловажная сторона дела – дальность плавания (запас хода) на одной заправке. Проблемы с пополнением топлива в российских водах общеизвестны. В этом ELLINGи также лидируют. NORDHAVN-47 израсходовал свой немалый запас топлива (4800 л), в июне 2007 г. покрыв расстояние Бермуда-Азоры в 1818 миль. Показатель ELLINGов – расстояние через Атлантику 2585 миль при расходовании около 3000 литров топлива. Подчеркнем, что и в том, и в другом случае в переходе участвовали по три яхты. Групповой переход отличается от одиночного, в частности, дисциплиной в поддержании заданной скорости. Таким образом, и по запасу хода ELLING Е4 опередил NORDHAVN-47 в среднем примерно на 40%. Мы не склонны объявлять это достижение рекордом. Есть сведения, что в одиночных плаваниях на водоизмещающих яхтах достигалась и бóльшая дальность безостановочных переходов. Но на сегодня по совокупности характеристик экономичности и запаса хода другие моторные яхты соперничать с ELLINGами не могут.
Еще один аспект касается категории мореходности. Европейская категория «А» (Ocean) присвоена многим брендам на основании проектных расчетов и с учетом престижа изготовителей. Однако, только ELLINGи первыми из моторных яхт этой категории взяли на себя инициативу пройти во время перехода через полный цикл штормовых условий вплоть до предельных, включая ветер до 8 баллов и волнение 4 м и выше. Отметим большую заслугу российских участников, которые с энтузиазмом поддержали идею непростого плавания, выдвинутую директором компании Адвентор Яхтс Александром Рубиновым. Организовав акцию, он присоединился к ней в качестве капитана яхты Duke. Тем самым, оказана немалая услуга и разработчику норм мореходности – департаменту транспорта Еврокомиссии, и всем носителям этой категории. Обоснованность критериев европейской классификации теперь не вызывает сомнений.
«Удовлетворение от того факта, что все прошло, как намечено, для меня служит поводом повторить это снова и вселяет уверенность, что найдется немало людей, которые приобретут ELLING, чтобы совершить подобное путешествие». (Антон ван ден Бос – командор флотилии и директор верфи Neptune Marine Shipbuilding)