Он не капризничал… Обаятельный, интеллигентный, эрудированный человек, в прошлом капитан дальнего плавания и сейчас работающий с морским транспортом, он просто хотел серьезную 50-футовую моторную яхту, сочетающую в себе высокую мореходность, большую автономность и все-таки достаточно скоростную. И не совсем консервативную, как знаменитые GRAND BANK или канадские SEAFORTH, и не совсем карнавальную, как некоторые, именуемые в Европе «шоуботами», итальянские яхты.
Предлагались степенные и надежные американские MERIDIAN, голландские хиты BOORNCRUISER, LINSEN, AQUANAUT, английские PRINCESS и много, много других судов. Все это отвергалось – одни шикарные скоростные, но с малой автономностью, другие слишком тихоходны с неуклюжим стальным корпусом, третьи слишком экстравагантны, да еще с небольшой мореходностью и т.д. и т.п.
Как кораблестроитель и, тоже капитан, я прекрасно понимал, что надо капитану – заказчику. Но даже проехав часть западного побережья Америки, ничего не смог найти такого, чтобы однозначно сказать – это судно его.
Выручила гамбургская выставка. Там стояло это судно! Судно которое называлось ELLING 4, и которое я раньше не замечал. Судно, которое пробивает дорогу к привередливому покупателю, как доброе виски подбирает ключ к сердцу будущего ценителя. Попробовал один раз – натуральный самогон, попробовал второй – уже ничего, третий – наслаждение! Только после основательной дегустации, то бишь ознакомления с тактико-техническими характеристиками, дотошной беседы с представителем завода и экспортерами, изучения отзывов в прессе об этой яхте, я понял, что эта лодка сродни Джонни Уокер Блю среди виски.
Внешне стеклопластиковый классический корпус полуводоизмещающего судна с элементами брутальности органично уживается с легким обаянием расслабляющей корабельной роскоши интерьеров, где преобладает массив красного дерева, натуральный тик и кожа.
Впечатляет потрясающая рациональность внутренней организации пространства. И характеристики, характеристики – их надо проверить, но я поверил прочитанному и сказанному, и о них позже!
В общем я эту яхту заказал, и даже внес небольшой задаток, чтобы получить ее через 9 месяцев. На стоке этих лодок практически не бывает и срок исполнения заказа 9…11 месяцев. И не ошибся – яхта Заказчику понравилась и он после внимательного изучения привезенных материалов и длительной беседы с пристрастием, подтвердил заказ.
Через неделю совладелец и директор NEPTUNE MARINE (где строятся ELLING 3 и ELLING 4, наряду с известными моторными яхтами NEPTUNE) г-н Anton van den Bosch, любезно передал мне у причала завода штурвал ELLING 4 и я пару десятков миль, приятно беседуя с Антоном, почти безрезультатно пытался найти недостатки и скрытые дефекты этой лодки. Мы испытывали ELLING 4 в топовой комплектации с мотором 450 л.с., имея на борту примерно тонну топлива и 500 л воды, т.е. полное водоизмещение судна составляло около 18,0 т. Первое, что меня насторожило, это спецификационная максимальная скорость в 19 уз. Возьмите энерговооруженность любой 50-футовой лодки и вы поймете мои сомнения. Да еще и одновальная силовая установка! Какими, для достижения такой скорости, гидродинамически совершенными обводами должен обладать корпус!
Начал увеличивать обороты до максимума, скорость легко поднялась до 17 уз, причем горба сопротивления практически не ощущалось и задействовать транцевые плиты просто не было необходимости. Проверяю скорость по лагу, затем по GPS, разница 1…2%. На максимальных оборотах 2650 об/мин, чуть-чуть подкорректировав дифферент транцевыми плитами, уверенно выходим на 18,7…18,8 уз. Чувствуется, что больше насиловать судно нет смысла, это кратковременный режим который при щадящей эксплуатации не следует использовать больше 10…20 минут. Переходим на крейсерский режим 2400 об/мин, скорость 16 уз, это соответствует снижению максимальной мощности и расхода топлива примерно на 25% и здесь лодка чувствует себя совсем непринужденно. Она уверенно держит курс, легко входит в циркуляцию при перекладке руля с диаметром 2,5…3,0 корпуса без заметного крена. Мотор работает ненатужно, управлять судном необременительно и приятно, вибрация не ощущается, шумность низкая (см. диаграмму уровня шума). Вообще с шумом все очень хорошо, мало какая яхта может похвастать такими характеристиками шумности, конструктивно обеспеченными гидромуфтой Aquadrive pressure bearing гребного вала, пяти-лопастным винтом и очень мощной в 8 слоев изоляцией моторного отсека, расположенного, кстати, в коридоре между камбузом и гостевой каютой по левому борту, т.е. двигатель «крадет» минимум пространства и обеспечивает великолепный доступ к нему.
Но истинное удовольствие получаешь при движении на скорости 9…10 уз, обороты 1450 об/мин, т.е. в чисто водоизмещающем режиме. Мотор, несмотря на то, что он еще внушительно играет мускулами просто не слышно, диаметр циркуляции менее 1,5 корпуса, управление чисто символическое, лодка предельно устойчива на курсе, не включая авторулевой можно на 30…40 секунд оставить штурвал и попить кофе, и в то же время, при задействовании носовых и кормовых подруливающих устройств вертится вокруг оси, и, естественно, может перемещаться лагом. На скорости 7 узлов яхта потребляет примерно 1 л топлива на 1 морскую милю, в этом режиме с дополнительными встроенными баками (опция) судно может пересечь Атлантику. Но даже в стандарте 1300…1500 морских миль не так уж плохо. А если Атлантика не грозит, то, конечно, оптимальная скорость 15…17 узлов.
Как и предполагалось, в шторм нам испытать яхту не удалось. Одиночные волны от проходящих судов высотой до 1,0 м мы просто не ощущали, а волнение было не более 0,3 м высотой, легкая рябь. Но европейский сертификат СЕ класса «А» - ocean – высота волны более 4,0 м, ветер более 8 баллов (неограниченный район плавания) заставляет очень уважительно относиться к мореходности этой, вообще-то небольшой яхты. Очень, очень мало моторных яхт в мире совмещающих при таких размерах и класс «А - ocean» и автономность до 2500 морских миль, и возможность при необходимости ходить со скоростью до 19 уз. Кстати, автономность можно еще увеличить, приняв на палубу эластичные емкости с топливом, т.е. реально получить 3000 и даже 3500 морских миль.
Ну а недостатки? Плохая управляемость на заднем ходу, что, впрочем, естественно при наличии мощного киля, защищающего винторулевую группу и одновальной гребной установки. Есть подруливающее устройство – оно сводит этот недостаток на нет. Вообще так и хочется отнести к недостаткам отсутствие варианта с двухвальной движительной установкой. Но понимаешь, что тогда невозможна будет та самая рациональная компоновка судна, которая особенно привлекает. Есть вариант, когда устанавливается вспомогательный аварийный 30-сильный яхтенный дизель с колонкой обеспечивающий скорость до 5 уз.
Технические характеристики – это только одна из ипостасей. Не менее важно, что судно обеспечивает очень высокое качество обитания. Это касается, как ELLING 3, так и ELLING 4, которые вообще по компоновке мало отличаются друг от друга, просто у первого длина на 1,15 м меньше, за счет этого чуть меньше, все равно просторная каюта владельца, и энергетика начинается с 76 л.с. (8 уз) против 180 л.с. у ELLING 4. Но, как правило, эти суда заказывают с моторами 370 или 450 л.с., которые обеспечивают скорости 15…19 уз.
Что касается компоновки – 3 двухместных каюты или две двухместные и один роскошный кабинет, основной салон на 9…10 человек с видео-аудиоцентром, салон в рулевой рубке на 4…5 человек, два санузла с сепарированными душевыми кабинами и отсек со стиральной машиной, камбуз с 4-х конфорочной керамической плитой, микроволновкой, кофеваркой, холодильником, морозильником, посудомоечной машиной.
Просторная, покрытая тиком палуба, мягкие диваны в кормовой и средней части судна, сиденье в носу, большая, покрытая тиком купальная платформа конструктивно-объединенная с мощным привальным брусом по корпусу.
Прекрасный обзор из ходовой рубки, всю ширину которой перекрывает дистанционно управляемая сдвижная крыша с гидроприводом и пневмоуплотнением по всему периметру, мощное двойное остекление. Дистанционно-заваливающаяся арка с антеннами, электронными и электрическими приборами позволяет пройти все судоходные каналы с Севера Европы до Средиземного моря. Для 45…48-футовой лодки действительно очень много места внутри и снаружи. И очень добротное, по настоящему корабельное исполнение. Практически придраться можно было только к совсем мелким деталям.
Скрупулезно продуманные всевозможные помещения, рундуки, ящики, полки для снабжения, продуктов, одежды и т.д. Есть даже два винных погреба! Различные возможности планировки кают, большое количество опций, вариантов дизельгенераторов, отопления и кондиционирования, подруливающих устройств, богатый выбор навигации, 4 типа энергетических установок, различные емкости встроенных топливных баков – все это создает возможность безупречно подогнать судно под самый взыскательный вкус.
Ну а недостатки? Есть еще один. Не подрезав на заводе киль в кормовой части на 0,6 м, и, тем самым ухудшив защиту винторулевого комплекса (на большинстве скоростных яхт ее, правла, вообще нет) нельзя перевозить яхту на трейлере из-за негабаритности. Мы с эти недостатком справимся легко – сохраним киль и погоним ее своим ходом из Нидерландов в С-Петербург, а оттуда на Юг России, благо потребуется только одна дозаправка. И это гораздо дешевле, чем перевозка автотрейлером , а в летнее время это еще и отличное путешествие – ведь характеристики и элементы судна очень благоприятствуют и располагают к нему!
Журнал "Капитан Клуб" №2, 2005г.
Александр Рубинов