Об успешном завершении трансатлантического перехода трех моторных полуглиссирующих голланских яхт Elling E4.
Александр Рубинов учредитель и директор компании "Адвентор Яхтс" эксклюзивного дилера голландских яхт Elling в России и СНГ, организатор этого похода с российской стороны, поделился впечатлениями.
Поздравляем, вы смогли осуществить задуманное и пересечь Атлантику на моторных яхтах Elling, размером менее 50 футов. Как отреагировало яхтенное сообщество на это событие?
- Нa переход оживленно откликнулась зарубежная пресса. На первых полосах журналов Anker, Ocean и других стали появляться заголовки – «Сенсационный переход», «Впервые в мире»... Пресс-конференции проходили и на выставке в Дюссельдорфе. В своем выступлении Антон ван ден Бос, директор и совладелец верфи Neptune Manne Shipbuilding, строящей Elling, заявил, что сегодня по тактнко-техническим характеристикам в своей категории Elling - лучшая в мире полуглиссирующая моторная яхта. Возражений со стороны представителей прессы, людей весьма информированных, не последовало. Апрельский номер журнала Motor Boat & Yachting, начиная с обложки, насыщен материалами о переходе. Редакционная статья начинается словами: «Обещанные нам великие морские приключения представлены здесь в избытке... Роб Пик повествует о трех российских владельцах серийных яхт Elling E4, которые, почти не имея морского опыта, пустились в путь через Атлантику, запасшись несколькими дополнительными емкостями с топливом...» И, как пишет автор: «Цель была достигнута, мечта осуществилась, и, быть может, заложен новый краеугольный камень в истории дальних плаваний на малых моторных судах!»
Редакция журнала советует своему читателю в рубрике «вопросов и ответов» обратить внимание на этот материал о голланских яхтах Elling, как на ответ и одновременно предложение тем людям, которые сетуют на чрезмерный расход топлива глиссирующими яхтами, и хотят подобрать себе лодку, в которой есть стиль, комфорт, хороший запас хода и экономичность.»
Также отметим, что в январе 2009 года в Лондоне яхта Elling вышла в финал конкурса «Лучшая моторная яхта года».
Атлантику ведь на моторных яхтах уже пересекали. Почему ваш переход стал сенсацией?
- Монополистами групповых переходов до сих пор были американцы - компания Pacific Asian Enterprises (РАЕ), продающая водоизмещающие яхты Nordhavn. По маршруту Флорида - Бермуды - Азоры - Гибралтар флотилии яхт Nordhavn перешли Атлантику дважды: в 2004 году - 18 яхт различной длины oт 40 до 90 футов, в 2007 году - три яхты: две по 55 футов и одна 47-футовая. Максимальный безостановочный переход составил 1818 миль Бермуды - Азоры.
В чем новизна нашего плавания? Впервые Атлантику перешли три однотипные серийные полуглиссирующие яхты длиной до 50 футов, покрыв в безостановочном переходе 2585 миль, превзойдя американцев по этому показателю на 40%. При одинаковом количестве кают и спальных мест, скорость перехода оказалась на 15% выше, а расход топлива на милю почти в 2 раза меньше, чем у самого близкого по длине Nordhavn-47.
Так что все американские показатели мы превзошли с отрывом. Это и есть сенсация.
То есть Elling отличился и класс мореходности «А» в полной мере подтвердил. Но ведь эти яхты и до трансатлантического перехода имели высокий статус, всегда успешно проходили тест-драйвы. Не страшно было устраивать такую экстремальную проверку на прочность для яхт, которые вы представляете на нашем рынке?
- Не скрою, пришлось подавить в себе осторожность дистрибьютора яхт Elling, который нашептывал: «Зачем рисковать?»
Победил голос конструктора и испытателя, профессиональная жилка. Ведь в советское времена я работал главным конструктором гражданских и военных амфибийных судов на воздушной подушке и, как правило, сам проводил все государственные и ресурсные испытания. Занявшись дистрибьюцией яхт, выбрал специализацию на небольших моторных яхтах, имеющих самую высокую категорию мореходности «А» (океан). Среди них любимой стала голландская лодка Elling.
Эксперты департамента транспорта Еврокомиссии присваивают категорию «А» с учетом проектных расчетов и престижа изготовителя. Я сам себе задавал вопрос: а как же быть с проверкой на практике, в настоящем океанском плавании? Убедил совладельца и директора верфи Антона ван ден Боса в реальности такого похода через Атлантику, появились владельцы лодок Elling, готовые участвовать в переходе.
Яхты специально готовили к этому переходу?
- Мы добавили некоторые опции к базовой комплектации, их нередко заказывают владельцы, даже не собирающиеся покорить Атлантику. Например, на каждой яхте нашей
флотилии стоял 30 сильный вспомогательный двигатель Volvo D2. И он пригодился, когда одна из яхт уже в конце пути намотала обрывки тросов на основной гребной винт. Стандартного запаса топлива в 1500 л заведомо не хватало на наш рейс в 2500 миль. Поэтому в кокпите лодок были размещены емкости с дополнительным запасом топлива.
Естественно, лодки были доукомплектованы всем необходимым снабжением для 16-суточного плавания.
Какое впечатление на участников произвел этот переход?
- Можно до бесконечности перечислять открытия, которые преподносит океан...
Возможность почувствовать свою силу, обрести ощущение полной свободы и стремления к цели, осуществить мечту детства... Яркая страница жизни. Для владельцев, думаю, важно, что лодки Elling оправдали их ожидания, но вряд ли бы они решились на такое без романтизма в душе. Конечно, первые 4-5 суток были для некоторых очень не простые. Экипажи мучила морская болезнь, мы шли по высокой, до пяти метров, океанской зыби. Но когда океан успокоился - красота незабываемая.
Кроме морской болезни, какие были трудности?
- Лично мне судьба подготовила отдельное испытание - накануне вылета экипажей на Канары, я неудачно упал, вывихнул и повредил плечевой сустав. Вопрос стоял так: или делать операцию и отказаться от плавания или оперироваться прямо на Канарах. Для меня выбора не было. В клинике острова Ла-Пальма просидел всю ночь, ожидая решения врачей. Днем - операция под общим наркозом, и спустя сутки я уже на борту. Боль в руке давала себя знать все 16 суток перехода. Но уверенность в надежности лодок и успехе плавания не покидала ни на минуту. Для меня это был тяжелейший переход в жизни, но выручил сплав трезвою расчета и романтики.
Вы планируете новые морские приключения на Elling?
- Мы вместе с голландской стороной обдумываем новые длительные походы. А приключения мы не планируем, они придут сами собой.
Переход успешно завершен. Развитие полуглиссирующих моторных яхт категории «А» продолжается. Проектируется и подготавливается к постройке модель Elling Е5 длиной 60 футов. Ей мы готовим две сверхзадачи: перейти океан на крейсерской скорости около 15 узлов и совершить одиночную «кругосветку». Конечно, последние события в экономике могут задержать выпуск головной модели, но пока он планируется на середину 2011 года.
В заключение хочу поблагодарить всех участников перехода за энтузиазм, выдержку, взаимопомощь и пожелать им многих новых увлекательных плаваний и открытий.
"Берега Москвы" 2(19) 2009г.