Уходящий год выдался для меня богатым на перегоны моторных яхт Elling российских заказчиков. Маршруты пролегали по морям — Средиземному, Ионическому, Эгейскому и Северному, а также по внутренним водным путям Европы.
Все эти дальние походы были проделаны на новых, только что спущенных на воду голландских яхтах Elling, и ни одна из них не подвела своих владельцев, не всегда имевших солидный опыт морских путешествий. Весной одна из Elling Е4 совершила переход из голландского городка Аалст, где находится верфь, к острову Джерси и обратно.
Этот остров у берегов Франции относится к юрисдикции британской короны, но не входит в состав Великобритании и пользуется относительной самостоятельностью. Что и послужило причиной похода: имея оффшорную «прописку», лодка должна время от времени покидать пределы Евросоюза, а Джерси — ближайшая удобная для этого территория.
Когда яхта вернулась на верфь, счетчик пробега на лаге показывал более тысячи миль: броску к Джерси предшествовал перегон по Рейну из Аалста на боат-шоу в Дюссельдорф и обратно. Спустя пару месяцев яхта отправилась в турецкий Мармарис. Переход завершился успешно и даже с опережением графика, что позволило нам задержаться в этих красивых местах, где владелец яхты и его семья с удовольствием совершали вылазки к близлежащим островам.
Другой Elling Е4 выпало путешествие по рекам и каналам Европы. Признаюсь, сначала было непривычно маневрировать в узкостях с интенсивным трафиком, но четкое и понятное управление яхты помогло быстро адаптироваться к особенностям европейских внутренних водных путей. Габариты, средства управления и судовые устройства обеспечивали яхте уверенный проход под низкими мостами, безопасную швартовку в многочисленных голландских и немецких шлюзах, радуя хозяина лодки и меня как капитана. Третья яхта, подобно первой, проделала нелегкий путь до Мармариса и в октябре приняла участие в яхтенной выставке в Стамбуле. Этот короткий переход, наверное, был самым трудным в сезоне.
Торопясь на выставку, мы не могли ждать улучшения погоды, а она не радовала. Спустя считаные часы после благополучного прихода в порт Пендик (место проведения выставки) в нескольких сотнях метров от марины море выбросило на берег грузовое судно длиной около 80 метров. По одному этому эпизоду можно судить, что 500 миль по Эгейскому и Мраморному морям вовсе не были прогулкой... После выставки, уже в благоприятную погоду лодка за двое суток дошла обратно до Мармариса, где и перезимует в преддверии очередных плаваний. Новые цели — Греческие острова, Италия, Франция.
Автор этих строк — капитан, участник большинства состоявшихся походов. Суммируя впечатления, хочу подчеркнуть, что во время долгих переходов были полностью рассеяны какие-либо сомнения относительно эксплуатационных качеств яхт Elling. Их владельцы на деле убедились в высокой мореходности и отличной управляемости лодок, остойчивости и устойчивости на курсе, позволяющих уверенно идти на автопилоте даже при волнении 5 баллов (высота волн до 3,5 м). Особенно радовали показатели расхода топлива: 1 л/милю при скорости 7 узлов, 1,2-1,4 л/милю — при 8 узлах, 4 л/милю — при 15 узлах. Эти данные получены на разных лодках серии, при различных ветро-волновых условиях. Все заявленные верфью и российским дилером характеристики подтвердились, а некоторые фактические показатели оказались даже лучше расчетных.
Не скрою, слышать от владельцев комплименты в адрес верфи Elling было не менее приятно, чем управлять таким судном. В этих заметках я не стану описывать красоты Средиземноморья и каналов Европы, вспоминать приятные беседы за ужином в кокпите, безмятежность недостижимого горизонта и бесконечность звездного неба над головой. Не буду полностью цитировать Бодлера — «...вдыхая соль широт и каждый день с зарей справляя новоселье...». Вооружившись личным опытом походов на яхтах Elling и других соизмеримых с ними судах, напомню о вещах прозаических и, на первый взгляд,скучных, — об элементарной этике и компетентности некоторых продавцов яхт.
О том, что некорректно нахваливать свою продукцию, сочиняя при этом небылицы про другие бренды и обливая их грязью... В связи с вышесказанным хочу поделиться тем, что сам на практике узнал о яхтах Elling, тем, что во время наших многодневных походов рассказали мне люди, недавно купившие Elling, и об услышанных ими небылицах. Полагаю, информация из первых уст поможет эти мифы развеять.
Миф 1. Автопилот при волне высотой более 2,5 м не может удержать судно на курсе. В этом сезоне в Ла-Манше, на подходе к острову Джерси, где Северное море соединяется с Атлантическим океаном, а также на переходе из Мармариса в Стамбул мы встречали трехметровые волны, и на обеих яхтах никаких нареканий к автопилоту у меня не было. В предыдущие годы случались волны высотой более 4 метров, но капитаны и владельцы неизменно отмечали безупречную работу автопилота.
Миф 2. Elling плохо слушается руля и не устойчив на курсе. На полной скорости около 17 узлов лодка совершает поворот на 180° с диаметром циркуляции, равным трем длинам корпуса. На прямом курсе можно бросить штурвал, и яхта держит курс в течение 10-20 с. Все это наглядно демонстрируется при проведении тест-драйва. Если бы Еlling не слушался руля и был рысклив, то как бы он управлялся автопилотом на крупном волнении?
Миф 3. Elling недостаточно остойчива, имеет склонность к опрокидыванию. Угол заката диаграммы Рида (диаграмма статической остойчивости) составляет не менее 100°. Не каждый соизмеримый с этим судном полуглиссер и тем более глиссер может эксплуатироваться в таких ветро-волновых условиях, в каких побывал Elling. Мы, капитаны и члены команды, спокойно шли в море, поскольку не раз убеждались в достаточной остойчивости и высокой мореходности судна.
Миф 4. Elling не столь экономична, как уверяет реклама. Показатели расхода топлива для судна с чистой обшивкой, что уже отмечалось, оказались лучше заявленных верфью. Уточню: если судно долго стоит в марине, особенно в тропиках и субтропиках, корпус обрастает, расход топлива увеличивается, а скорость падает. Это происходит с любым судном. После такой стоянки корпус надо чистить.
Миф 5. Elling нельзя эксплуатировать в океане. По классификации Евросоюза Elling имеет категорию мореходности «А» (Ocean, неограниченный район плавания). Океан шутить не любит и, что естественно, требует осмотрительности — все-таки Elling не экспедиционное судно длиной 25-30 м. Но в открытый океан Elling идти может, с опытным шкипером, подготовленным экипажем и при должном внимании к метеопрогнозу. Это было доказано в 2008 году, когда три яхты Elling Е4 с российскими экипажами самостоятельно, безо всякого сопровождения, пересекли Атлантический океан. Любой участник перехода, включая профессионального журналиста, подтвердит: несмотря на различные опасения, топлива хватило, и яхты, прошли 2585 миль за 369 часов. Об этом писали отечественные и зарубежные журналы; их полосы пестрели заголовками: «Сенсация!», «Впервые в мире!», «Властелины стихии!» и т. п. Никто пока не повторил подобный переход на полуглиссерах длиной до 50 футов.
Но зачем эта статья, зачем разбор этих мифов? Прежде всего, это призыв к объективности суждений и профессионализму! Любое изделие, а тем более такое сложное инженерное сооружение, как судно, имеет свои достоинства и недостатки. Задача честного критика — их находить и максимально объективно судить о них.
Профессиональный анализ интригует потенциального покупателя и вызывает уважение к продавцу. Казалось бы, прописные истины! Но это требует усилий, изучения предмета — надо книжки читать, повышать уровень специальных знаний. Не мешает приложить к сему и практический опыт. А без того остается одно — сочинять сказки.
Однако, выступая в роли капитана Врунгеля, на успех можно рассчитывать только у несведущих и неопытных слушателей. В заключение хочу подчеркнуть, что по совокупности технических характеристик моторные яхты Elling в своем классе — среди лучших, а, возможно, как считает верфь, — лучшие. Повторяю: в своем классе и по совокупности характеристик! И никого не обижаю. И никаких мифов и сказок сочинять не буду.
Российское издание Motor Boat and Yachting январь-февраль 2012