Первая из них длиной 20 м по техзаданию АДВЕНТОР ЯХТС, согласованному с российским заказчиком, спущена на воду и находится в стадии обстройки.
Как считает Александр Рубинов, учредитель компании, проработавший около 20 лет главным конструктором судов отечественного флота, а также инспектором по приемке судов, построенных за рубежом, для россиян пришло время экспедиционных custom-яхт длиной от 55 до 75 футов. Заявленный приоритет – яхты типа Passagemaker или Explorer для дальних плаваний, вплоть до кругосветных, в условиях максимальной безопасности и комфорта. Такие яхты водоизмещающего типа, чаще стальные, рассчитаны на продолжительные плавания. Если ходовое время в течение года исчисляется сотнями часов, а пройденное расстояние – тысячами миль, на первый план выходят вопросы мореходности, автономности, экономичности и ресурса оборудования. Без профессионального подхода тут не обойтись. Александр пригласил к сотрудничеству своих прежних коллег, инженеров-кораблестроителей с богатым опытом проектирования и экспертизы судов самого различного назначения, включая гидромеханические расчеты и оптимизацию технических характеристик судна.
Традиционно сложилось, что пожелания заказчика распространяются, в основном, на создание комфорта на борту, планирование и отделку интерьера, а также на отработку внешнего облика стороны судна – подбор цвета окраски корпуса и надстройки, расположение и насыщение верхней палубы и т.д. Во многом это напоминает обсуждение проекта загородного коттеджа.
Гораздо меньше внимания уделяется оценке мореходных качеств судна, его эксплуатационной экономичности, надежности, взаимодействия и заменяемости оборудования. По молчаливому согласию это отдается на откуп строителю судна, а его опыт и эрудиция не подвергаются сомнению. Мнение заказчика по этой теме выясняется только в первых плаваниях. Вместе с тем, опыт постройки судов за рубежом показывает, что многие небольшие верфи, обеспечивая высокое качество в исполнении стандартных технических решений, проявляют консерватизм и не всегда идут в ногу с прогрессом в судостроении, что неизбежно сказывается в дальнейшем.
В частности, озабоченность по поводу расхода топлива – одной из главных составляющих эксплуатационных расходов – проявляют многие судовладельцы.
Что отличает заказ custom-яхты от заказа яхты серийной и в чем состоит роль специалистов АДВЕНТОР ЯХТС? Рассмотрим этапы осуществления заказа.
Первоначальный замысел и выбор верфи. Заказчик встречается с представителем компании АДВЕНТОР ЯХТС (АЯ) и излагает свое представление о будущей яхте. Вместе со специалистами, знакомясь с характеристиками яхт, близких по назначению, заказчик конкретизирует свой замысел. Специалисты АЯ, опираясь на свой опыт, помогают заказчику оптимизировать свои требования, где-то их ужесточая, где-то отказываясь от излишне сложных, дорогих и не очень актуальных решений, а также предлагают одну-две голландские верфи, способные осуществить замысел заказчика.
Следующий шаг - поездка заказчика и представителя компании на верфи. Выбирается та верфь, которая подтверждает возможность выполнения заказа, а квалификация и финансовое положение которой не вызывает сомнений. Верфь, исходя из заявленной концепции будущего судна, предъявляет на рассмотрение заказчика эскизы (внешний вид, планировка палуб, включая каюты, салоны, санузлы и камбузы).
Начинается детальная проработка требований к будущему судну. Уточняются ходовые характеристики, энерговооруженность, комплектация оборудованием. Все это находит отражение в техническом задании, направляемом на верфь уже в виде проекта контрактной спецификации. Специалисты АЯ обеспечивают внедрение передовых технических решений в рамках намечаемого бюджета, а также выполняют необходимые расчеты для проверки встречных предложений верфи.
Происходит интенсивный обмен информацией между АДВЕНТОР ЯХТС, заказчиком и верфью. Вся она внимательно анализируется, отрабатываются оптимальные технические решения, уточняются стоимость и сроки постройки. Если все стороны приходят к согласию, начинается работа над контрактом.
Заключение контракта. Новый визит на верфь с целью оформления контракта. Проект контрактной спецификации обсуждается во всех деталях и согласуется всеми сторонами – верфью, заказчиком и АДВЕНТОР ЯХТС уже в качестве приложения к контракту. У заказчика еще остается некоторое поле для выбора в части интерьера яхты и ее приборного оснащения.
Контракт на поставку яхты подписан. С этого момента график работ по custom-яхте схож с таковым для яхты серийной.
Постройка судна. Особенность постройки custom-яхты состоит в том, что она строится впервые и нет накатанной технологической колеи, как при серийном строительстве. Поэтому специалисты от имени заказчика контролируют процесс постройки дистанционно, получая отчеты от верфи с фото- и видеоматериалами, регулярно на верфь для контроля качества работ и решения спорных вопросов.
Приемка судна. Для серийной яхты объем приемо-сдаточных испытаний ограничивается, как правило, показательными тест-драйвами вблизи верфи. Остальное ясно из опыта уже построенных однотипных яхт.
Иначе обстоит дело для custom-яхты. В этом случае испытания проводятся по согласованной расширенной программе. В итоге на судне могут быть выполнены дополнительные работы по отработке ходовых и маневренных характеристик, наладке оборудования, систем и устройств, улучшения обитаемости и т.д. Эти работы выполняются под надзором АДВЕНТОР ЯХТС с участием заказчика или его представителей.
Для АДВЕНТОР ЯХТС нет трудностей в командировании специалистов – сам директор компании, как сказано выше, имеет богатый опыт ответственной приемки новых судов.
Таким образом, заказывая custom-яхту, ее будущий владелец должен принимать в расчет сроки и стоимость дополнительных консультативно-экспертных работ. По ним целесообразно заключить специальное агентское соглашение, которое можно объединить с контрактом. Заказчик custom-яхты, как правило, уже имеет за плечами опыт плавания не на одной яхте и понимает важность квалифицированного подхода к индивидуальному проекту, который часто значительно отличается от серийных судов
При активном отношении к делу сроки постройки custom-яхты и серийной яхты будут отличаться не более, чем на 5-7 месяцев.
В первый совместный с голландцами проект яхты Л20 по техзаданию Адвентор Яхтс, согласованному с российским заказчиком, включены многие оптимальные решения:
• Коммерческий вариант низкооборотного главного двигателя, рассчитанный на длительную работу с полной нагрузкой, с гарантией 5 лет.
• Вспомогательный дублирующий ходовой двигатель (один или два) и с его (их) помощью автономный ходовой режим, независимый от основного (при неработающем главном двигателе).
• Гребные винты вспомогательных двигателей с поворотными лопастями, самоустанавливающимися в позициях «передний ход», «нейтраль», «реверс».
• Носовой бульб, что позволяет снизить расход топлива на 8-10%.
• Руль Шиллинга с углом перекладки до 70 град, обеспечивающий поворот судна на месте
• Активные стабилизаторы качки крыльевого или гироскопического типа.
Экспедиционная яхта Л20
Категория: «А» (Океан)
Размерения: 20,1 х 5,7 х 1,7 м
Корпус: круглоскулый стальной с носовым бульбом и обшивкой 8 мм.
вспомогательные 1х75 л.с.
или 2 х 50 л.с. (скорость ок. 7 уз.)
Водоизмещение ок. 60 т
Скорости: максим. 11,5 уз
крейсерская 10,0 уз
эконом. 8,0 уз при расходе топлива 1,85 л/миля.
Запасы: топлива 6300 л, воды 1800 л.
Дальность хода: 3065 миль на скорости 8 уз.
Оборудование: Дизель-генератор 16 кВт, 2 подруливающих устройства, активные стабилизаторы крыльевого типа, опреснитель и многое другое для длительных плаваний.
Интерьер: три 2-местные каюты для владельца и гостей + одна 2-местная каюта для экипажа, 2 салона, 3 санузла с душем, два камбуза.
Навигационное оборудование: комплект для дальнего плавания.
Хотя в программу будущих плаваний могут быть включены переход через Атлантику и кругосветное плавание в околоэкваториальных широтах, Л20 остается универсальным «многоборцем», способным осваивать любые маршруты как в океанах, так и на внутренних водных путях, а также ходить в легкой ледовой обстановке.
В 2011 г. АДВЕНТОР ЯХТС продолжает прием заказов на постройку в Голландии сustom–яхт длиной 55-75 футов.