«ADVENTOR YACHTS» Курс - сustom-проекты

Как известно, яхта «сustom»-– это судно, построенное по индивидуальному проекту в соответствии с назначением и с учетом пожеланий судовладельца. Так сложилось, что эти пожелания распространяются, в основном, на обеспечение комфорта, планировку и отделку интерьеров, а также на отработку внешнего облика судна, компоновку и насыщение верхней палубы, цветовую гамму корпуса и надстройки. Во многом это напоминает обсуждение проекта загородного коттеджа.
Гораздо меньше внимания уделяется мореходным качествам судна, его эксплуатационной надежности, безопасности и экономичности. По молчаливому согласию заказчика все это отдается на откуп строителю судна, опыт и эрудиция которого не подвергаются сомнению. Мнение заказчика на эту тему выясняется только в первых плаваниях. А озабоченность по поводу расхода топлива – одной из главных составляющих эксплуатационных расходов – проявляют большинство судовладельцев.
По мере того, как на сцену все чаще выходят экспедиционные яхты типа «Explorer» (число моторных яхт длиной 20-24 м, многие из которых проектировались как экспедиционные, выросло в мире по сравнению с 2000 г. в 2,4 раза), обсуждение требований к эксплуатационным характеристикам судна становится все более актуальным.
Компания «ADVENTOR YACHTS» всегда отдавала приоритет мореходным и экономичным яхтам с большим запасом хода, исчисляемым тысячами миль, что свойственно морским и океанских яхтам категории «A» (по европейской классификации). Кроме того, -- это продиктовано протяженностью российских водных маршрутов, и не только российских: крупным моторным яхтам становится тесно в окрестностях родных марин.
Опыт, приобретенный во время трансатлантического перехода трех моторных яхт «Elling E4» голландской постройки с российскими экипажами в декабре 2008 г., побудил специалистов «ADVENTOR YACHTS», инженеров-кораблестроителей с многолетним опытом работы в НИИ и КБ судостроительной отрасли, заняться разработкой собственной концепции экспедиционной яхты.
Исходя из того, что трансатлантический переход для экспедиционной яхты – это своего рода экзамен на зрелость, в тесном общении с первым заказчиком такой яхты (до этого он владел глиссирующими яхтами, последняя длиной 60 футов) было принято решение о проектировании и постройке водоизмещающей лодки длиной около 70 футов.
Первую стальную экспедиционную яхту с рабочим названием «Л20», которая строится по контрактной спецификации, разработанной «ADVENTOR YACHTS», характеризует следующее. Размерения -- длина 20,1 м, ширина 5,7 м, осадка 1,7 м. Главный двигатель -- низкооборотный дизель коммерческого типа мощностью 375 л.с. рассчитан на длительную работу с полной нагрузкой; гарантия на него 5 лет. В отличие от большинства экспедиционных яхт, оборудованных двумя однотипными двигателями, при одновальной схеме силовой установки гребной винт защищен развитым килем, также улучшается планировка внутри корпуса. На «Л20», следуя опыту проектов «Elling», дополнительно применен автономный вспомогательный дизель мощностью 75 л.с., полезный при отказе главного, в режиме троллинга, при выходе на мелководье и т.д., обеспечивающий при длительной работе скорость до 7 уз. Концептуально предусмотрены и два таких двигателя меньшей мощности, что, кстати, было реализовано на нескольких лодках «Elling». Но если там стоит вспомогательный двигатель типа sail drive c колонкой, то на «Л20» такой двигатель работает на прямой вал. При этом достигнута меньшая уязвимость вспомогательного движителя (он лучше защищен корпусом) и его антикоррозионная сохранность.
При водоизмещении около 60 т судно должно развивать максимальную скорость до 11,5 уз, крейсерскую -- 10 уз. Расчетный запас хода на скорости 8 уз – около 3100 миль. Имеются дизель-генератор 16 кВт и инвертер 5 кВт. На маневренных режимах вступают в работу два подруливающих устройства с гидроприводом. Качку умеряют активные бортовые стабилизаторы крыльевого типа, установленные вблизи миделя; возможна альтернатива в виде стабилизаторов гироскопического типа.
На борту расположены 3 двухместные каюты для владельца и гостей, два салона, три санузла с душем, два камбуза, двухместная каюта экипажа. Запас топлива 6300 л и воды 1800 л, а также опреснительная установка полностью обеспечивают потребности в дальнем плавании. Предусмотрены кондиционеры и радиаторная система отопления, включая термополы.
Круглоскулые обводы корпуса с небольшим развалом борта роднят проект с традиционной формой траулера, дополненной носовым бульбом. Его форма отвечает современным представлениям об эффективности: позволяя снижать расход топлива на крейсерской скорости на 8-10%; он также способствует умерению килевой качки.
Судно соответствует категории «А» по классификации Евросоюза (неограниченный район плавания) и обладает высокой остойчивостью, которой способствует низкий силуэт; при этом высота в помещениях 2-2,2 м. При угле заката диаграммы Рида не менее 100° судно спрямляется даже из положения «лежа на борту». Невысокий надводный габарит позволяет «Л20» свободно перемещаться по европейской системе рек и каналов.
На судне установлен расширенный комплект навигационного оборудования, отвечающий требованиям плавания в самых экстремальных условиях.
Новизна просматривается и в конструкции руля. Применен руль Шиллинга, кормовая кромка которого в сечении имеет форму «ласточкин хвост». Его особенность – углы перекладки могут достигать 70° с увеличением рулевого момента в 1,4 раза; судно под действием такого руля разворачивается практически на месте.
Передняя часть крыши рубки выполнена с двумя сдвижными электроприводными панелями; сзади на крыше располагаются лодка-тендер и гидравлический кран. При этом тендер удачно вписывается в общий силуэт судна, а накрытый сверху кокпит легко превратить при помощи бортовых и кормового обвесов в отдельное помещение.
На яхте отсутствует флайбридж. А нужен ли он, если вы большую часть времени идете на автопилоте или корректируете курс переносным пультом дистанционно, находясь в любой точке судна? Зачем двухъярусные надстройки в американском стиле, повышающие парусность? Зачем возить балласт, создавать помехи при плавании по каналам и рекам?.. Такими вопросами задаются многие европейские дизайнеры. В ходе поисков родился компромисс: надводный габарит и осадку уменьшить, от балласта избавиться, сохранив остойчивость. Проект «Л20» следует такому подходу, при умеренных габаритах не жертвуя ни комфортом, ни безопасностью.
Принципу безопасности подчинен алгоритм работы приводов всех механизмов. Централизованная гидравлическая система позволяет легко переключаться с одних источников и потребителей на другие, создавая комбинации, необходимые в конкретной обстановке. В результате на «Л20» мы имеем дублирование функций и взаимозаменяемость многих систем и устройств в различных условиях эксплуатации.
Первая из сustom-яхт «Л20» находится в стадии постройки (готов корпус) и будет передана заказчику в июле 2011 г. Принимая заказы на такие яхты, «ADVENTOR YACHTS» не ориентируется на какую-либо одну конкретную голландскую верфь. Как показывает опыт, не все верфи готовы осуществить концепцию custom-яхты в полном объеме, отстаивая привычные для себя консервативные решения. Но профессиональный подход к решению задачи позволяет выбрать достойного, прогрессивно мыслящего производителя.
В приведенной таблице сравниваются характеристики нескольких яхт. Все они имеют умеренную энерговооруженность и в экономическом режиме преодолевают приличные расстояния. Запас хода приведен из условия расходования 90% штатного запаса топлива. «Elling Е4» (двухрежимное судно) включен в таблицу как любопытный пример для сравнения (с учетом его трансатлантического опыта).
 
Технические характеристики
Модель Elling E4 Nordhavn 50 Kadey-Krogen 58 Л20
Длина, м 14,95 15,42 18,9 20,1
Водоизмещение, т 17 31 51,5 60
Мощность, л.с. 425 250 2х154 375
Скорость, уз макс. 17,0 9,4 10,8 11,5
Скорость, уз эконом. 7,5 7,5 8,0 8,0
Расход топлива, л/миля 1,10 2,36 1,95 1,85
Запас хода, миль 1840 2117 3037 3065

 

 
Какое будущее видится для «Л20»? Есть все основания считать, что эта яхта будет выходить на океанские просторы; она способна совершать длительные переходы, в том числе и в полярных широтах (толщина обшивки 8 мм, усиленный набор, таранная переборка). Для нее доступны такие протяженные маршруты, как, например, Голландия-Гренландия-Канада, воды, омывающие Северную Америку, западные участки Севморпути и, конечно, кругосветное плавание в околоэкваториальных широтах. Вместе с тем, «Л20» остается универсальным «многоборцем», готовым осваивать не только океаны, но и любые маршруты на внутренних водных путях.
 
Журнал "Капитан Клуб" №5 2010г.
Вадим Яковлев