ХРОНИКА ПЕРЕХОДА, ИЛИ ПЕРЕХОД ELLINGов ЧЕРЕЗ АТЛАНТИКУ

17 декабря 2008 года. 
 
 
 Двери в "карибский рай" для девяти пришельцев из Adventor Yachts, "Капитан-клуба" и  Neptune Marine Shipbuilding открываются.
В 16 часов 16 декабря "Валентина", "Дюк" и "Эллинг" скромно пришвартовались к причалам марины в голландской части Сен-Мартена. К нашему удивлению островитяне, разомлевшие от вечного блаженства, не обратили на наш приход особого внимания. Ни оркестра, ни почетного караула, ни поздравлений от губернатора. А, может, на фоне слухов о российской военно-морской активности в Карибском море, они приняли нас за некий русский десант, прибывший инкогнито? Так или иначе, Антон ван ден Бос, наверное, проведет разъяснительную работу с местной администрацией и докажет, что он никакой не заложник русских экипажей, после чего аборигены поймут, что они недооценили важность нашего появления - одного из главных событий мирового яхтинга в этом году.  
При среднерейсовой скорости 7,1 уз пройдено 2585 миль при рекордно низком расходе топлива - по первым прикидкам вдвое меньше, чем на американских траулерных яхтах Nordhavn-47 знаменитых своими переходами через Атлантику со среднерейсовой скоростью 6,2 уз. Сегодня это лучшие результаты для безостановочного океанского перехода группы моторных яхт длиной до 15 м. Всем следившим за ходом трансатлантического рейса яхт ELLING - большой привет и благодарность от организаторов и участников.  
____________________________________ 
16 декабря 2008 года. Шестнадцатый (и, надеемся, последний) день в океане.
 
В полдень по судовому времени мы еще в пути, в 80 милях от Филипсбурга - столицы голландской части Сен-Мартена. Остров уже и на дисплее картплоттера, и в эфире. Антон ван ден Бос наслаждается звуками голландской речи. Океан еще пытается  строить козни этой нашей упрямой тройке движущихся поплавков. Ветер, вопреки благостному прогнозу, удерживается в пределах 10-13 м/с,  волны и не думают успокаиваться. Воздух - 29 град, вода 27 град. Duke  делится последними новостями: "Одна лодка намотала на винт - близость цивилизации. Идем на вспомогательных моторах. Водолазные работы решили не проводить из-за сильного волнения. Начались и другие мелкие "домашние" поломки, но это уже не страшно. Следующее сообщение поступит уже с берега".
От Антона: "Последние несколько часов. Мы с Михаилом вглядываемся в горизонт, предвкушая появление признаков земли. Ветер и течение попутные. Теперь мы прибываем около 17.00 по Гринвичу (13.00 по судовому времени). Разница с первоначальным расчетом - всего лишь 1 час. Приятно приходить в назначенное время.  Я полагаю, важно знать, как долго продлится плавание - вечный вопрос для парусников. В молодости я увлекался парусом - сперва на шверботе, потом на яхте Dehler 31. Однако, для пересечения Атлантики я выбираю ELLING (или Боинг-747). В 13.00 ELLING сообщил, что ощущается сильная вибрация и теряется скорость. Всем пришлось остановить главные двигатели и запустить вспомогательные. Таким образом, скорость снизилась до 5,5 уз, и время прибытия отодвинулось на 15.00. Невеликая проблема, поскольку береговой пункт управления работает до 17.00".
____________________________________ 
15 декабря 2008 года. Пятнадцатый день в океане.
 
Последние 250 миль. Стали актуальными метеосводки непосредственно с острова Сен-Мартен. Воздух и вода - по 27 град. Переменная облачность. Волнение утихомирилось до 2 - 2,4 м. Duke передает: "Океан опять балует. Попутный ветер 20 узлов, болтает. Топлива примерно 400 литров -  должно хватить. Ожидаемый приход завтра ночью по Москве, если будем идти на 7 узлах. Настроение бодрое".
От Антона: "Последние полные сутки в океане. Вчера встречным курсом прошло большое судно. Услышав наши переговоры по-русски, они немедленно отозвались на канале 16. Михаил узнал, что они направляются к Гибралтару. Еще две канистры возвращены с DUKEа, т.е.восстановлен первоначальный запас".
____________________________________ 
14 декабря 2008 года. Четырнадцатый день в океане.
 
«Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке...» (В.Высоцкий).
Duke передает: "Океан чуть-чуть сглаживается". По мере приближения к Сен-Мартену, до которого осталось чуть более 400 миль, попадаем в более спокойные воды. Для нас зыбь в пределах 2,4 — 3,0 м и ветер 10 м/с — уже почти штиль. Воздух и вода — 26 и 27 град соответственно. Скорость 7,1 уз, курс 252. Две российских флотилии гостят в Карибском море нынче — три корабля ВМФ в Никарагуа и наша троица. Правда, мы пока еще на подходе.
От Антона получена информация о положении с топливом. Остается 660 л, чего вполне хватает. С DUKEа возвращены 6 канистр по 20 л, поскольку у них наметился избыток топлива.
____________________________________ 
13 декабря 2008 года. Тринадцатый день в океане.
 
Проходим южными окраинами Саргассова моря. Циклон ушел на юг. Ветер, поворачивая на зюйд-ост, уменьшился до обычных 6 баллов. Зыбь держится в рамках 2,5 - 3,5 м. Позади 2000 миль, впереди еще 600. Воздух и вода - 26 и 27 град соответственно. Скорость 7,1 уз, курс 252.
____________________________________ 
 12 декабря 2008 года. Двенадцатый день в океане.
 
Сегодня нам есть что предъявить нашим предшественникам по переходу через Атлантику на моторных яхтах длиной до 50 футов - капитанам водоизмещающих яхт траулерного типа Nordhavn. Они переходили океан дважды - в 2004 и 2007 г., следуя по маршруту Флорида - Бермуды - Азоры - Гибралтар. Наивысшее достижение Nordhavn имел в безостановочном переходе трех яхт Бермуды-Азоры яхта Bluewater, модель Nordhavn-47, июнь 2007 года, расстояние 1818 миль, среднерейсовый расход топлива с учетом генератора 16 л/ч, дизель Lugger-Deer 173 л.с., среднерейсовая скорость 6,2 уз, чему соответствует расход 
на 2,6 л на милю). 
Данные точные, выписка из вахтенного журнала, "Nordhavn Adventures". Ну, а что имеем мы? Уже пройдено 1835 миль, среднерейсовая скорость 6,95 уз, а расход топлива на уровне 1 - 1,2 литра на милю (!!!). Каков же вывод? Правильно, рождается рекорд. Вот так, и отрыв по дальности плавания будет еще нарастать. Парни с Nordhavn'ов - не горюйте! Кстати, вспомним, что ELLING по американским меркам - тоже траулерная яхта типа "лобстер". Но предаваться эйфории рано: режим штормования в самом разгаре - проходим проверку по предельным параметрам категории "А" - шквалы порывами до 8 баллов подхлестывают высоту волн до 5 м. Нажим "на наши ворота" - самый мощный за все время рейса. Всепогодная закалка у экипажей уже есть.  
Duke сообщает: "Волна постоянно 3-4 м. Череда непрерывных гроз и тропических дождей, сопровождающих циклон. Ночью была очень сильная гроза, ELLINGи попали под обстрел молниями. За волнами и стеной дождя то и дело пропадал визуальный контакт. Радар в этих условиях беспомощен".
От Антона: " Совсем не спали, ночью было светло, как днем - хоть книгу читай. Я немного поспал, а Михаил не смог - все ходило ходуном. В грозу ветер развернулся к югу, и волны стали бить в левый борт. Терпимо, но неуютно. Температура воздуха и течение - наши союзники. Скорость подросла до 7,2 уз, и за сутки мы прошли 176 миль". Были опасения за сохранность электроники. Не столько даже навигационной, сколько на двигателе. Один удар молнии может вывести из строя автоматику. Но ничего серьезного не произошло. Утром была нарушена радиосвязь с DUKEом. Потом выяснилось, что они пытались переставить тарелку Инмарсата и отключили на время питание. В следующий раз пусть предупреждают.
____________________________________ 
11 декабря 2008 года. Одиннадцатый день в океане.  N23.10 W47.55
 
DUKE сообщает: «Размениваем последнюю тысячу миль. Топлива хватит, если не будет погодных катаклизмов. Настроение боевое, самочуствие удовлетворительное». Океанские подзатыльники пониже спины продолжаются. Попутный ветер 7 баллов. Шторм разгулялся по всей Атлантике к западу от 35 долготы. Надвое суток мы оказались в объятиях холодного фронта, но при температуре воды 26 град. Ветровые волны накладываются на зыбь, образуя гребни до 3,6 — 4,5 м высотой. Тем не менее, за сутки пройдена 171 миля, доведя счет миль, оставленных за кормой, до 1665. Если так пойдет дальше, а мы хотим в это верить, нам плыть еще 5,5 суток. Курс прежний — 252. Облачно. Между прочим, пересечен тропик Рака, или Северный. Отныне мы находимся в тропической зоне.
____________________________________ 
10 декабря 2008 года. Десятый день в океане.
 
Антон ван ден Бос обрадован встрече с голландским судном Americaborg, которое находится в рейсе Майорка — Британские Виргинские острова. На его борту несколько яхт, доставляемых на Карибское море. Антон отвел душу, за последние десять суток впервые поговорив по-голландски с капитаном-соотечественником о ближайших планах нашей флотилии. Другое знаменательное событие — пройдено расстояние 1500 миль, максимально возможное при расходовании стандартного запаса топлива (1500 л). Это означает, что среди 150 уже плавающих яхт ELLING наши три лодки стали лидерами по дальности непрерывного, без захода в порты, плавания. Иными словами, поставлен «домашний» рекорд в рамках бренда. Дальнейшее плавание совершается исключительно за счет «подкожного жира» — запаса топлива сверх проектной величины. Океан, кажется, спохватился: не слишком ли он нас балует? И вот снова, как в начале перехода, попутный ветер 6-7 баллов, нагнетающий волны высотой 2,5-3 м. Зато скорость при этих условиях не падает — GPS показывает 7,1 уз относительно грунта. Небо затянуто тучами, но приближение к цели придает силы — осталось пройти 40% маршрута. ____________________________________ 
09 декабря 2008 года. Девятый день в океане.  N24.44  W42.02
 
«Первый тайм мы уже отыграли».
Сегодня прошли точку равноудаленности от начального и конечного пунктов нашего маршрута. Это абсолютная «точка невозврата». Теперь только вперед. Винты «намотали» 1328 миль. Расход топлива находится под контролем. На оставшееся расстояниe до острова Сен-Мартен (1250 миль) запас топлива на яхте VALENTINA имеется с избытком в 16%. На яхте ELLING положение еще лучше. Вот DUKE c его перерасходом вызывает некоторое беспокойство. Главная проблема — при качке трудно передавать канистры с топливом с борта на борт. Но безвыходных положений не бывает. Курс 254 при попутном ветре 8 м/с. Температура воздуха и воды уравнивается: 25 град. Зыбь в 1,5 м не унимается, но к ней экипажи уже привыкли. Несмотря на сброс оборотов, скорость 7 уз сохраняется — масса лодок уменьшилась на величину израсходованного топлива, да и попутное течение должно вносить свою лепту.
____________________________________ 
8 декабря 2008 года. Восьмой день в океане.
 
Метеосводки идут уже с американского континента. После краткой передышки, которой мы воспользовались для переброски части топлива на DUKE, снова трудовые будни, возвращение зыби высотой 1,5 м (к счастью не выше), небольшой облачности. Но ветер 8 м/с, наконец – то, попутный, без всяких фокусов, и можно надеяться на поддержку течения. Несколько слов о топливе для DUKЕ, а. Дело в том, что на нем стоит двигатель мощностью 570л.с., тогда как на остальных яхтах 425л.с. На сниженных оборотах часовой расход топлива на более мощном двигателе оказался выше, потому запас топлива для него потребовалось увеличить. Естественно, мы воспользовались периодом относительного затишья, чтобы подойти к DUKE, у. Инцидент исчерпан. Ежесуточная норма пройденного расстояния в три градуса долготы (около 170 миль) при скорости 7 узлов выполнена, и сейчас мы находимся от Ла Пальмы на расстоянии 1160 миль. Впереди остается еще 55% маршрута. Завтра пересечем свой «экватор». Курс 255- склоняемся к югу.
____________________________________ 
7 декабря 2008 года. Седьмой день в океане.
 
Портрет участников (продолжение).
По выражению Александра Рубинова «мы понемногу притираемся к маршруту». К этому стоит добавить: и привыкаем к своим лодкам, а они к нам. Проявляются характеры и лодок, и экипажей. Соответствуя своему «фирменному» имени, наиболее вальяжен и солиден «ELLING»: и команда самая многочисленная, и запасы самые богатые, и капитан Сергей Афонин обветрен многими походами на парусниках. Эта лодка — из породы везунчиков. Вот и сегодня поймана крупная рыба дорадо, и запахи с камбуза обворожительны — Лилия Егорова готовит очередной кулинарный шедевр. 
Есть элементы соперничества с DUKE,ом, где капитаном «моторник» Рубинов. Здесь не все так безоблачно. 
За сутки до отплытия с острова Ла Пальма он серьезно повредил руку, и можно себе представить, насколько сложно ему ее оберегать на пятибалльной зыби, одновременно управляя яхтой. 
Случались и другие мелкие неприятности. Так что герцогское звание вовсе не гарантирует легкой жизни. Но рыбка тоже ловится. 
Наиболее скромно, «без шума и треска», ведет себя миниэкипаж яхты VALENTINA. Антон ван ден Бос и Михаил Горбунов, обмениваясь редкими английскими фразами, спокойно и размеренно выполняют флагманское дело. По библейскому завету, седьмой день-день отдыха. А отдых заслужен — пройдена первая тысяча миль. Океан выказал максимум лояльности и выдал температуру воды 25 градусов, волну не более метра, попутный ветерок, выступления местной самодеятельности из дельфинов, летучих рыб и птичьих дальнобойщиков. А затем  — снова в путь.
____________________________________ 
6 декабря 2008 года. Шестой день в океане. 
 
Портрет участников.
За неимением фото приводим словесное описание. Яхта ELLING (капитан Сергей Афонин, экипаж Сергей, Лилия и Александр Егоровы). Яхта DUKE (капитан Александр Рубинов, экипаж Анатолий и Наталья Семеновы). Яхта VALENTINA (капитан Антон Ван ден Бос, экипаж Михаил Горбунов). Всего 9 человек на трех моторных яхтах, уже одолевших за пять суток 844 мили. Океан немного приустал в попытках нам досаждать - ветер уменьшился до 8 м/с, высота зыби снизилась до 2 м. Курс 260. Скорость 7,1 уз - возможно, заработало попутное течение. Вода 24 град. Пасмурно, а в метеосводках обещаны туманы.
____________________________________ 
5 декабря 2008 года. Пятый день в океане.
 
Достигнут рубеж, где холодное Канарское течение переходит в теплое Северное Пассатное течение. Вода соответственно теплеет - 23 град. Пассаты - это, как правило, попутные ветры при движении на запад. Пока же ветер со скоростью 10 м/с дует с траверса левого борта. Похоже, что зыбь с севера высотой 2-2,5м намерена сопровождать нас до конца. Настроения по этому поводу самые разные - от "Все в порядке" до "Волна замучила". Так или иначе, 674 мили остались позади. Идем на экономичном режиме, придерживаясь лимита по расходу топлива 0,85 л на милю. Курс 260. Пасмурно.
____________________________________ 
4 декабря 2008 года. Четвертый день в океане.
 
Океан меняет тактику.
5-балльный ветер (скорость 10 м/с) смещается к юго-востоку и начинает покрывать барашками  3-метровую зыбь, упорно набегающую с севера. Снова стало пасмурно. Выяснилось, что при такой перекрестной атаке волн расход топлива нарастает до 1 л на милю, а на яхте с более мощным двигателем 570 л.с. до 1,2 л на милю. Принято решение сбросить скорость до 7 узлов. За трое полных суток при средней скорости 7,2 узла пройдено 516 миль - это 20%  всего маршрута при расходе 15,5% общего запаса топлива. Температура воздуха 21 град, воды 22 град. В главные топливные цистерны отгружена 1/3 палубного запаса топлива (2 бочки из 6 на каждой из яхт) - это своего рода самобункеровка.
____________________________________ 
3 декабря 2008 года. Третий день в океане.
 
Кто кого осилит?
Ветер ВСВ 9–12 м/с с усилением к вечеру до 10–13 м/с. Ветровые волны до 2,7 м. Умеренная зыбь с периодом 11–12 с набегает с правого борта. Температура воздуха 22 град, воды 21 град. Ясное небо, солнечно. Есть признаки улучшения погоды. Но пока продолжающаяся качка лишает аппетита часть экипажей. Тяжелые условия для автопилота — нужно постоянно дежурить у штурвала. За двое суток пройдено 350 миль. Скорость 7,4 узла. Расход топлива 0,86 л на милю — ниже запланированной величины. Это радует.
____________________________________ 
2 декабря 2008года. Второй день в океане.
 
Океан экзаменует.
Ветер с СВ до 5–6 баллов. Но волны гонит высотой до 2,5 м. Скорость 7,4 узла. С севера идет зыбь — привет от бушующей Северной Атлантики. В течение суток — несколько дождей.
____________________________________ 
1 декабря 2009 года.  Первый день в океане.
 
11 ч утра по судовому времени. Отход от марины острова Ла Пальма. Численность экипажей — 9 человек. Легли на курс 266.Усиление постоянного северо-восточного ветра до 6–7 баллов. Волны до 3 м. Температура 17 -19 градусов.