Голландские яхты ELLING - РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Про Elling — не очень классические (или неоклассические?) моторные яхты голландской верфи Neptune Marine писали, наверное, все европейские яхтенные издания. Попытаемся понять причины успеха лодки, оставив за кадром ее интерьеры, сосредоточившись на тех качествах, которые в море отличают хорошую лодку от просто лодки: мореходности, экономичности, надежности. У мореходности несколько определений; одно из них говорит о свойствах судна, характеризующих поведение на волнении, включая нормируемые различными правилами непотопляемость, остойчивость, плавучесть, качку, управляемость и даже прочность. Остойчивость судна обеспечена формой корпуса и надстройки, шириной, высоким надводным бортом и положением центра масс. У Elling 4 сочетание этих параметров дает отличные результаты: шквал при скорости ветра 30 м/с (по шкале Бофорта соответствует жестокому шторму) может накренить судно не более 10°, а закат диаграммы статической остойчивости наступает при 110° (судно практически не переворачивается). Ходкость зависит от формы корпуса, водоизмещения и мощности двигателя.

Корпус Elling 4 из стеклопластика армирован твароном (прочное и легкое параарамидное волокно), что дает высокую общую и местную прочность. Вес такого корпуса на 30-35 % ниже стального; вместе с невысоким гидродинамическим сопротивлением отработанных в бассейне обводов это позволяет получить скорость 17 узлов при мощности 435 л.с. На скорости 15 узлов расход топлива менее 4 л/милю, а в водоизмещающем режиме 8 узлов — около 1,4 л/милю. На этой скорости запас хода 1100-1400 миль; с увеличенными баками он достигает 2400 миль, что позволяет совершить трансатлантический переход. На что у Elling 4 есть все права: у яхты неограниченный район плавания (класс «A», Ocean). На судне предусмотрен второй двигатель 30-40 л.с. с колонкой Saildrive. Он имеет независимый топливный бак, аккумулятор и предназначен для аварийного хода, троллинга, движения по предельному мелководью. Под ним скорость составляет до шести узлов. На Elling 4 реализовано немало полезных технических решений. Двойное остекление надстройки (прочность, тепло), в помещениях — центральное отопление или климат-контроль. Лобовое стекло и радарная арка оборудованы электроприводом. Из полезных агрегатов и систем — дизель-генератор 7 кВт, инвертор 2,5 кВт, подруливающие устройства, интерцепторы. А муфта Aquadrive, 5-лопастной гребной винт, 9 слоев изоляции моторного отсека делают эту яхту одной из самых тихих в классе. Если к этому добавить современное навигационное оборудование — картплоттер, автопилот с радиоуправлением, тепловизор, систему АИС и т.п., на таком судне действительно можно отправляться в океанское плавание. Или путешествовать по внутренним водам Европы: габариты Elling 4 позволяют пройти по рекам и каналам от Северного моря до Средиземного. Верфь Neptune Marine не ставит перед собой задачу выпускать каждые два года эффектную внешне новинку, а годами доводит до совершенства находящиеся в производстве модели. Итог — яхты Elling сразу после сдачи заказчику готовы к тысячемильным переходам, включая трансатлантические.

 

Российское издание Motor Boat and Yachting март-апрель 2012