Голландские яхты Elling E4 – элегантный вызов открытому морю

У Голландии длинная и наполненная событиями история судо- и катеростроения, равно как и океанских плаваний, торговли и непростого противостояния угрозам со стороны моря. Страна, значительная часть которой лежит ниже уровня моря, неразрывно связана с океаном.

Летучий Голландец – легенда о судне, на которое наложено проклятие вечного скитания по морям, потому что его капитан не отступил перед лицом шторма, огибая мыс Доброй Надежды. Роман Мэрриатта и опера Вагнера были вдохновлены этой придуманной историей, основанной, тем не менее, на реальной биографии голландского капитана Бернарда Фокке, которому приписывали союз с дьяволом, поскольку он покрывал расстояние от Голландии до Явы за подозрительно короткое время. 


 
Зависимость Голландии от моря породила предприимчивость в судоходстве. Первой многонациональной корпорацией стала голландская Ост-Индская компания; ее суда относились к самым скоростным и побывали на все континентах. Целые легионы голландских мореходов, чьи имена – Баренц, Ле Мер и Тасман, среди множества других, увековечены в географических названиях по всему миру. Ничего удивительного в том, что продукция голландских судостроительных и яхтенных верфей известна высоким качеством и надежностью, а суда, торговые, военные и прогулочные, неизменно обладают исключительными мореходными качествами. Хорошо известные производители, такие, как Feadship, Royal Huisman и Kuipers, выпускают некоторые из лучших в мире роскошных моторных и парусных яхт, а Голландия занимает третье место в мире по яхтостроению,  реализуя преимущества производимых яхт.

Фирма Neptune  Marine,  строящая ЭЛЛИНГ, расположена в небольшом городке Ольст, примерно в 25 км южнее исторического города Утрехт. Возможно, эта фирма не так известна, как поименованные выше, но, тем не менее, она завоевала доверие голландских и других европейских потребителей. Компания произвела более, чем 1200 лодок за 40 лет своего существования. В дополнение к 45-футовому ЭЛЛИНГ Е3, Neptune  Marine строит 48-футовый Е4 и серийно производит скоростные круизеры, которые в скором времени появятся на северо-американском рынке.

Высокие стандарты

Одно из свидетельств продвижения ЭЛЛИНГа к известности – европейский сертификат соответствия категории А (Океан). Суда, отвечающие требованиям этого авторитетного стандарта, теоретически способны безопасно плавать в развитый шторм 8 баллов (скорость ветра 34-40 узл (17,5 – 20,5 м/с), трехмерное волнение высотой до 5,5 м). Противостояние этим условиям несомненно сродни подвигу. В случае ЭЛЛИНГа оно подкреплено присущей ему впечатляющей остойчивостью. Остойчивость Е3 означает, что, если на его борт  входит человек весом 80 кг, крен не превышает 0,4 град, а ветер ураганной силы не может накренить его более, чем на 10 град. Все это – наряду с прочим, результат относительно большой ширины и низкого расположения центра тяжести.

Рон Томпсон, владелец судна, на котором я проделал переход из Аннаполиса до Ньюпорта, штат Род - Айленд, уже имел за плечами более 3000 миль за неполные шесть месяцев в роли судовладельца. В те три дня, что я пробыл на борту его Е3, я убедился, что он – человек, не признающий половинчатых решений. Вскоре после доставки Е3, названного Персик Джорджии, он решил перевести свое судно из своего родного порта в Чезапикском заливе в Саванну, Джорджия, открытым морем, оставляя по правому борту Гаттерас и мыс Фиар. Во время перехода он со своим экипажем встретил волнение в 12 футов (3,6 м) и 30-узловые (15,5 м/с) ветры. Немногие суда, увиденные ими в море, были военными кораблями. Этот переход стал показателем мореходных качеств Е3. Впоследствии Томпсон настолько укрепился в своем мнении, что сделал заказ на Е4, на котором предполагает  пересечь Атлантику и совершать круизы в Средиземноморье и других европейских водах. 

Высокие стандарты постройки ЭЛЛИНГа и присвоенная ему категория А (Океан) побудили меня соответственно усилить критический подход к судну. Будучи катеростроителем и участником дальних переходов на моторных и парусных судах, я разделяю естественное почтение к Его Величеству Океану, насылающему испытания морякам. Строители и импортеры ЭЛЛИНГа заверили меня, что он соответствует своей категории, и приветствовали мое намерение тщательно проинспектировать судно.

Первые впечатления

Я встретился с Роном Томпсоном и Хейкеном Болелем, в то время дилером American Global Yacht Group, которая импортировала ЭЛЛИНГи в США, а также с капитаном Джимом Калвером, субботним утром в доках AGIG в Истпорте, Мэриленд. После обсуждения погоды   (ураган Флоренс подстерегал за пределами Восточного побережья, следовало быть настороже) и заправки топливом Персик Джорджиинаправился на север к Чезапикскому заливу, откуда начинается канал Чезапик-Делавар. Солнце золотым нечетким диском повисло над горизонтом, его лучи упорно пробивались через утренний туман. Между тем, нос ЭЛЛИНГа легко разрезал спокойные воды залива. Это был обманчиво безмятежный старт  нашего перехода, и по мере того, как отсчитывались мили,  я все меньше думал о заботах, оставленных на берегу, и все больше об ЭЛЛИНГе, особенностях его проекта, которым он обязан своей уникальностью.

Пройдя неровной рысью через Делаварский залив,  и далее миновав побережье Джерси на усиливавшемся волнении, мы достигли Нью-Йорка спустя 24 часа после выхода из Истпорта. Когда я спал на своей V-образной постели, мне пришлось втискиваться в пространство между койкой и полкой, чтобы умерить мои вынужденные «взлеты и посадки» (так я вел себя не только на ЭЛЛИНГе,  но и на многих других лодках, которые приходят на память). Перед моим отъездом я вместе с семьей в третий раз посмотрел сериал Братья по оружию, и теперь мне мерещилось, что я трясусь на заднем сидении армейского грузовика по грязным разбитым дорогам Бельгии, удирая от наступающей немецкой бронетехники.

В относительно спокойных, согласно прогнозу, условиях мы вошли в нью-йоркскую гавань, затем в Ист-Ривер  и проследовали в западный фарватер Лонг-Айленда. После ночевки в Олд Сэйбрук, Коннектикут, мы проложили курс на восток, где обстановка снова осложнилась. Отзвуки Флоренс стали ощутимы, когда мы приблизились к началу впадины Лонг-Айленд, где нас подхватило мощное течение. Взбудораженное, как в громадной стиральной машине, море заставило экипаж крепко стоять на ногах в течение нескольких часов, пока мы не повернули на север, войдя в залив Наррангасет, и, наконец, достигли гавани Ньюпорта. Во время перехода ЭЛЛИНГ сердечно пожимал любую протянутую ему руку, и все системы работали нормально. Вспененные волны немилосердно набрасывались на носовую палубу и ветровое стекло; это продолжалось часами, однако, не вызывая  какого-либо ущерба. Одна небольшая протечка обнаружилась прямо надо мной, когда я сидел рядом с оператором. Этим я обязан его оплошности. Рубка имеет сдвижную крышу с пневматическим уплотнением. Крыша была закрыта, но уплотнение было надуто не полностью. Так или иначе, Е3 подтвердил свою надежность во всех отношениях.  Доверие к нему со стороны экипажа не было поколеблено, и я счел это хорошим знаком.

Конструкция: корпус и палуба

Чтобы соответствовать категории А (Океан), детали конструкции Е3 выполнены с надлежащей прочностью, а корпус в целом и есть основа надежности. Корпус ЭЛЛИНГа солиден во всех отношениях и изготовлен с использованием NPG (изофталиевого неоприлгликоля) и смолы PCPD  во внутренних слоях. NPG водостоек и сопротивляется вспучиванию, а смола PCPD упрочняет их более эффективно в присутствии арамида Тварон, высокопрочной структуры, встроенной во все корпуса ЭЛЛИНГов. Главный инженер и строитель ЭЛЛИНГа, Антон Ван ден Бос, избрал Тварон из-за его ударостойкости, которая выше, чем у эквивалентных ламинатов, использующих Кевлар. Отделочный слой гелькоута безупречен, однако, для владельцев, выбравших темные оттенки, на добавку Awlgrip в виде опции стоит раскошелиться (а на Е4 она входит в базовую поставку).

Тяжелый отбойный брус и брызгоотражатели защищают корпус Е3 при швартовке или проходе мимо других судов. Большая, отделанная тиком купальная платформа и ступени, ведущие в кокпит, встроены в корпус. Наборы ступеней, расположенные по правому борту, расположены ниже входа на палубу, создавая уникальную возможность попадать на борт с купальной платформы как с берега, так и из лодки. Все ступени оборудованы подсветкой в виде небольших лампочек. Поверхности интерьера внутри рундуков и льял отличаются отсутствием гелькоута. Большинство изготовителей применяют гелькоут в таких местах, чтобы улучшить их внешний вид; однако, повторив это на ЭЛЛИНГе, вы просто спрятали бы  от глаз исключительно гладкую и свободную от сколков поверхность отформованного стекловолокна, какую редко встретишь. Поэтому я согласен с решением не покрывать ее гелькоутом.

Neptune Marine дает на ЭЛЛИНГ шестилетнюю гарантию, которая включает устранение таких дефектов, как растрескивание гелькоута и осмотическое вспучивание. Это означает, что фирма уверена в своих материалах и своей технологии. Другим изготовителям стоит взять это на заметку.
Верхние палубы Е3 покрыты традиционными тиковыми планками. Они поставляются в вакуумной упаковке, и им не требуются крепеж. Подгонка, отделка и внимание к деталям в оформлении палубы несравненны и отражают качество плотницких работ по судну в целом. Просто не к чему придраться. Белый гелькоут и отформованная в стеклопластике надстройка также впечатляют. Как судостроитель, я могу подчеркнуть исключительно высокое качество формовки надстройки и других стеклопластиковых элементов палубы. Форма некоторых довольно сложна, но их отделка и прилегание к соседним частям корпуса выполнены тщательно, что видно по тому, насколько незначительны следы шпаклевки на стыках. На нижней палубе и в надстройке применено бальзовое покрытие в вакуумной упаковке толщиной 1/4-5/16 дюйма (6-7 мм).

Ограждение верхней палубы из нержавеющей стали (316 L) обеспечивает для экипажа при перемещении в этой части судна высокую степень безопасности. Качество работы по металлу выдающееся: сварные швы незаметны, пятна отсутствуют. Высота поручней достаточно высока (31,5 дюйма – 82,5 см), что придает уверенности. Большие, обтекаемые киповые планки и навигационные огни Aqua Signal придают Е3 вполне корабельный вид. Электроприводная якорная лебедка (в стандартном варианте с цепью длиной 100 футов – 30,5 м) и анкер-пост основательно закреплены на фордеке. Лебедкой можно управлять с места рулевого или дистанционно по кабелю, подключенному через носовой люк. Люк, к моему удивлению, удерживается в заданном положении только трением. При неплотной подвеске вода скапливается в комингсе вокруг люка (дренаж не предусмотрен). Предполагается, что крышка сама  выбрасывает воду за борт, а не внутрь. Такое решение могло бы пройти незамеченным  на обычном круизере прибрежного плавания, но кажется странным и не к месту на судне категории А.

Под тентом типа бимини в кокпите кормовой палубы располагается удобный уголок отдыха. Здесь мы обычно завтракали во время перехода каналом Чезапик-Делавар, и нам здесь понравилось. При высоком надводном борте Е3 обзор отсюда не хуже, чем с флайбриджа на других судах. Вместительны рундуки для багажа и спасательных жилетов: объемистая ниша под кормовым сидением достаточно велика, чтобы вместить два складных велосипеда. На нашем ЭЛЛИНГе были оборудованы дополнительные топливные емкости, поэтому штатные электробатареи разместились под носовым сидением кокпита. Уникальное, регулируемое «компьютерное» кресло установлено на фордеке. Оно не очень-то удобно без мягкого сиденья, но являет собой еще один пример стеклопластикового разнообразия на борту ЭЛЛИНГа.

Быть может, наиболее оригинальные атрибуты верхних палуб ЭЛЛИНГа – это откидная антенна и сдвижная крыша рубки. При прохождении под низкими, в европейском стиле, мостами откидная, с электроприводом, мачта убирается вниз нажатием кнопки на посту управления.  С убранной мачтой надводный габарит ЭЛЛИНГа составляет менее 12 футов (3,6 м).

Убираемое и сдвижное оборудование на ЭЛЛИНГе служит альтернативой флайбриджу, вопреки представлениям проектантов о безопасности. В бурную погоду, когда судно кланяется волнам, и, еще хуже, переваливается с борта на борт, люди на мостике могут быть травмированы или смыты за борт. Чтобы найти выход из положения, строитель ЭЛЛИНГа предпочел сдвижную крышу. Нажимаете кнопку, и внушительная панель сдвигается вперед, подставляя небу всю рулевую рубку.

Устройство интерьера

Невозможно находиться в каюте ЭЛЛИНГа и не восхищаться прекрасно отделанной вишневой зашивкой стен. Все подогнано и отлакировано безупречно, даже дух захватывает. Как менеджер судостроительной верфи я знаю, как трудно достичь такого уровня совершенства в сочетании дерева и лака. Снимаю шляпу. Когда я спросил Антона ван ден Боса, как  удалось получить такую красивую, плотную, без каких-либо следов пыли, отделку (это двухкомпонентный полиуретан), он заверил меня, что ее технология разработана совместно с поставщиком материала, и, тем самым, обеспечено полное соответствие деталей. Успехов ему: я бы тоже держал это в тайне.

Когда строитель  отдает должное естественной вентиляции, не полагаясь попросту на систему кондиционирования, это всегда заметно. Е3 оборудован наиболее современной (36000 – Вtu) воздушно-тепловой  системой, c реверсивным циклом охлаждения, но, кроме того, он имеет восемь воздухозаборников, два палубных люка, сдвижную крышу рулевой рубки, все из которых, за исключением крыши рубки, снабжены отражателями. Окна рулевой рубки имеют двойное остекление, чтобы улучшить изоляцию и уменьшить запотевание. Естественная вентиляция при соответствующих температурных условиях проблемы не представляет.

Планировка рулевой рубки обеспечивает идеальный обзор, практически на 360 град. У водителя самые роскошные условия при движении, сходные с верховой ездой; пневматическая подвеска кресла реагирует на воздействие трехмерного волнения, устанавливая высоту соответственно весу сидящего. Это способствует снижению усталости при дальних переходах. Учитывая продолжительность плаваний, на которую рассчитано это судно, возможно, стоило бы иметь на кресле пристяжной ремень. Второе сиденье в рулевой рубке представляет собой L-образный диван, к которому примыкает треугольный стол, окантовка которого удерживает стоящее на столе при качке. Большая площадь полки рядом с пультом управления удобна для размещения карт, биноклей и других предметов, могущих понадобиться в повседневной эксплуатации судна.

Я бы рекомендовал некоторые изменения в оборудовании рулевой рубки. Поскольку Е3 оборудован полным комплектом навигационной электроники системы Simrad, мне как-то непривычно отсутствие старомодного магнитного компаса. Если вы время от времени поглядываете на него и на чарт-плоттер, психологически вы менее закрепощены, и иногда это может спасти вам жизнь. Приборная панель скомпонована красиво и насыщена всеми видами датчиков и предупредительных сигналов, но их показания не вполне удобно считывать с места рулевого. Неплохо было бы установить ее под большим углом к горизонту. Ручка управления газ-реверс расположена неудачно, и она как-то ни к месту на таком высококлассном судне; это принадлежность скорей прогулочного катера с подвесным мотором, и нелепо выглядит на круизере категории А (Океан). Мне сказали, что электронное оборудование ЭЛЛИНГов будет размещено по-новому.

Салон Е3 красив. Что может пойти не так в окружении из упомянутой отливающей блеском вишневой отделки, уютных открытых сидений и превосходного центра развлечений? Поверхности всех столов, включая и основный обеденный, оборудованы поребриком, который одновременно заменяет поручни. И здесь, и везде на Е3 высота помещений составляет 76-78 дюймов (193-198 см), и все потолочные панели легко демонтировать и получить доступ к электропроводке и подпалубному набору. Я одобряю эту заботу об удобстве обслуживания и ремонта, что экономит массу времени судовладельцу и тем, кто выполняет судовые работы. Резиновые нескользящие покрытия ступенек на внутренних трапах также свидетельствуют о продуманности деталей. 24-вольтовые галогеновые светильники с выключателями удобно расположены на входных трапах. Телевизор с плоским экраном и подъемным механизмом расположен по левому борту салона напротив основного дивана. 

Еще раз стоит напомнить, что для судна категории А (Океан) стандарты устройства должны выше, чем для прочих судов. Есть несколько поводов поговорить об улучшениях: подушки сидений не закреплены, как и световые люки, и попросту недостает поручней (салон широк, и поручень над головой в диаметральной плоскости салона был бы весьма кстати).

Каюты на борту Персика Джорджии комфортно вмещают четырех членов экипажа; каюта судовладельца (с автономным санузлом)  расположена в корме (вариант планировки – оборудование офиса), а еще одна каюта в средней части корпуса по правому борту оборудована двумя койками. В носовой каюте двуспальная V-образная кровать (опция – две кровати). Все каюты на судне оборудованы ночниками, полками и подвесным хранилищем для багажа. Я крепко спал в этой каюте, если только не кувыркался по ухабистым бельгийским дорогам.

Камбуз расположен приблизительно в средней части корпуса с левого борта. Столешницы выполнены из материала Corian, и в наличии имеются все обычные компоненты – плита, посудомоечная машина, вертикальный холодильник/морозильник, комбайн микроволновка/конвекционная печь. Холодильник снабжен декорированной под вишню дверцей. Все секции надежно запираются.

Плита на борту Персика Джорджии электрическая, и она вполне устраивает владельца. Газовая плита доступна как опция, и лично я предпочел бы именно ее (меня не устраивает необходимость запускать генератор каждый раз, когда мне захочется зажарить яичницу или выпить кофе). Полноразмерная посудомоечная машина прекрасна, но, возможно, ее следует заменить на меньшую. Количество посуды на двоих не столь велико, и большую часть времени она работает с неполной нагрузкой. За другими дверцами секции, отделанной под вишню, в передней части камбуза с внутренней стороны установлены бессточная раковина и сушилка.

Еще раз появляется повод предложить некоторые улучшения, связанные с высокой категорией судна. Верх плиты легко поддается чистке, но ничто не удержит кастрюли и чайники, когда судно сталкивается с волнением. Под камбузной стойкой имеется «винный склад» в виде ряда гнезд для бутылок. И я, и владелец безуспешно пробовали вставить туда бутылки так, чтобы они стояли надежно. Идея хороша, но требуется раскрепление бутылок, иначе они расколотят друг друга.

На Е3 два туалета, один для владельца, другой обслуживает салон. Оба освещены, хорошо спланированы, просты по конструкции и легко очищаются. Унитаз и арматура душа отличаются высоким качеством. Стандартное исполнение предусматривает подвод пресной воды. В одном стиле с камбузом выполнена отделка мебели материалом Corian. Поразительно, но в душевой нет полок для шампуни и вешалок для полотенец. В моем понимании, эти небольшие замечания будут учтены дилером.

Опять-таки категория судна требует улучшения в виде надежного запора для двери душевой.  Сейчас она держится на магнитной защелке, но на волнении она распахнется настежь. Неплохо было бы иметь открываемое окошко из туалета на палубу в дополнение к окошку в борту, которое при ходе  на волнении закрывается.
Наконец, ничего не предусмотрено для удержания двери туалета открытой для вентиляции. Стопорящий механизм следует установить на смежной переборке.

Механизмы

На первый взгляд, машинный отсек на Е3 выглядит замкнутым и недоступным. Но, как только бортовая и задняя крышки убираются, впечатление резко сменяется: доступ вполне хорош. Обе крышки достаточно велики, но их некуда убрать, если работы выполняются в открытом море. Возможно, стоит установить скрытую защелку, которая будет удерживать крышки, когда они откинуты. Персик Джорджии оборудован двигателем Cummins cерии 6С мощностью 450 л.с. (теперь установлена обычная локомотивная модель), в то время как стандартная поставка предусматривает двигатель Cummins 4В мощностью 75 л.с.

Чтобы удовлетворить различные запросы эксплуатации, в наличии имеются комплекты двигателей мощностью 76, 180, 370 и 450 л.с. Двигатель в 450 л.с. на Персике Джорджии обеспечивает судну максимальную скорость 17 узлов и крейсерскую скорость 14 узлов. На 8 узлах Е3 имеет дальность плавания в 1000 миль.

Строители ЭЛЛИНГа достигли значительных успехов в снижении шума и вибрации. Было бы недооценкой назвать изоляцию машинного отсека, достаточной толщины и красивого исполнения, несущественной. Изучив данные собственных измерений (см. таблицу), я должен признать, что изоляция исключительно эффективна.

Я был восхищен, ознакомившись с показателями для «тормозного пути». Е3, как написано в руководстве судоводителя, останавливается, пройдя расстояние в 60 футов (18 м) – меньше двух длин судна. Я не уверен, что это нельзя повторить на каких-то других лодках, но для Е3 это не вызывает сомнений. Эллинг может быть построен с консольным двигателем, но люди из Neptune Marine не считают это необходимым.

 

Показатели шумности на крейсерской скорости, дБА
Носовая каюта
65
Салон
67
Камбуз
74
Кормовая каюта
74
Пост управления
66
Кокпит
77

 

Система валопровода на Е3 также говорит многое о консервативности философии строителя. Система Aquadrive абсорбирует силу упора и принимает на себя большую часть вибрации, что обеспечивает плавный, спокойный режим хода. В ее европейском эквиваленте Тemet гребной вал проходит через сверхнадежный традиционный сальник (именно традиционный, не сухой), через килевую выгородку и неразъемный подшипник, заканчиваясь 5-лопастным гребным винтом из нибрала, который был специально спроектирован совместными усилиями проектанта судна и университета Саутгемптон в Англии. Заглубленный киль полностью защищает валопровод и руль, и на Е3 установлен ручной румпель на случай отказа гидропривода рулевой системы. Носовое и кормовое подруливающие устройства превратили швартовку в штормовой день на одной из перегруженных  марин Ньюпорта в дело несложное и неутомительное.

По сведениям Антона Ван ден Боса электрическая система Е3 соответствует европейским и американским стандартам. С небольшими исключениями я считаю это верным. К моему большому удовлетворению я отметил, что система постоянного тока напряжением 24 В означает значительно улучшенную эффективность и минимум проводки по всему судну.

Аккумуляторы представлены двумя комплектами гелиевых элементов емкостью 400 ампер-ч (это является эквивалентом 800 ампер-ч для системы в 12 В, что впечатляет), а блок электрозапуска состоит из двух изолированных специализированных стартерных аккумуляторов, выдающих для холодного запуска 850 А каждый. Носовое подруливающее устройство имеет свои аккумуляторы, хотя я бы предпочел, чтобы оно запитывалось не автономно, а от общего блока аккумуляторов, как и кормовое ПУ. Зарядка аккумуляторов обеспечивается зарядным устройством 24 В и 50 А, работающим от береговой сети. Подключение основных аккумуляторных батарей производится дистанционно с главного распределительного щита  переменного и постоянного тока в рулевой рубке.

Cистема переменного тока состоит из кабеля береговой сети на 240 В и 50 А, генератора 9,5 кВт типа Onan и инвертера в 1500 Вт. Переключение между этими источниками производится автоматически с использованием реле, наcтроенных на напряжение; таким образом, ни рубильники, ни регулируемые прерыватели не требуются. ЭЛЛИНГ оборудован как системой остаточного тока (RCD), которая является заземленной защитой всего судна от статического электричества (GFI), так и индивидуальной защитой всех розеток и разъемов во избежание замыканий тока и электрошока для людей. 

Стандартное распределение емкостей цистерн на Е3 выглядит так: 400 галлонов (1500 л) топлива в стальных цистернах, 290 галлонов (1100 л) пресной воды в цистернах из нержавеющей стали 316L, и 40 галлонов (150 л) для фекальных вод в полиэтиленовых цистернах. Объем топлива может составить 634 галлона (2400 л) за счет дополнительных емкостей, как это и сделано на Персике Джорджии. Хотя обычные стальные цистерны встречаются ныне все реже, это неплохой выбор для топливных емкостей при условии, что в них не попадает вода. Но мне не совсем понравилось то, что некоторые из топливных цистерн закреплены или окантованы пенопластом. Поскольку этот тип пенопласта может быть водопроницаемым, не исключена быстрая коррозия прилегающих стенок цистерн, такой вариант закрепления стальных цистерн неправилен, несмотря на покрытия и отделку цистерн. Учитывая превосходный опыт Neptune Marine в применении стеклопластика,  компания могла бы рассмотреть вариант изготовления и монтажа стеклопластиковых цистерн вместо стальных.

 

Характеристики ЭЛЛИНГа 3
Наибольшая длина
45 фут (13,7 м)
Длина по ватерлинии
39 фут (11,9 м)
Ширина
14 фут (4,27 м)
Осадка
4 фут (1,22 м)
Надводный габарит
12 фут (3,66 м)
Минимальная высота помещений
76 дюйм (1,93 м)
Запас топлива
400 галлонов США (1500 л)
Запас воды
290 галлонов США (1100 л)
Объем сточных вод
40 галлонов США (150 л)
Водоизмещение
12 т
Стандартная мощность
76 л.с. (Cummins 4B)
Максимальная скорость
17 узл
Проектант
Антон ван ден Бос
Строитель
Neptune Marine
Базовая стоимость
796750 $
Подробная информация: American Global Yacht Group
www.agyachts.com

 

За исключением моторного отсека, который безупречен, многие другие механизмы и льяльные объемы выглядят менее опрятно. Некий беспорядок в размещении оборудования и прокладке систем не согласуется с высоким качеством работ в остальных частях судна.

Заключение

На рынке не так уж много моторных и траулерных яхт, имеющих заветную категорию А (Океан). Это действительно высокий стандарт, и многое можно сказать по поводу решимости и напористости строителя, предложившего безопасный и классный продукт. По этой причине, как я уже упоминал, я инспектировал ЭЛЛИНГ Е3 более придирчиво, чем рядовой круизер прибрежного плавания.
Что касается качества сборки, отделки и внимания к деталям, на Е3 они выше похвал. Несколько моих предложений и суждений по улучшению некоторых деталей не являются первостепенными. Нужно было основательно потрудиться, чтобы отыскать эти изъяны. 

Я буду рад пересечь океан на Е3, и я действительно надеюсь, что Рон Томпсон пригласит меня в такое плавание после того, как получит в Европе свой новый Е4.
ЭЛЛИНГ, конечно, идеально подходит для переходов по каналам и внутренним водным путям Европы, но я вижу его совершающим переходы вдоль восточного побережья США; или огибающим скалистую береговую линию Новой Шотландии, Нью-Брансвика и Ньюфаундленда; или проходящим мимо Багамских или Антильских островов (для тропиков я бы выбрал белую окраску). Тихоокеанский северо-запад и Аляска были бы идеальными районами для круизинга на таком надежном и мореходном судне, как это (здесь я бы предложил иметь систему подогрева дизеля перед запуском). 

Не много наберется таких мест, где я не стал бы плавать на Е3.  Он способен безопасно и с чувством собственного достоинства ходить там, где другие не могут. 

 
Александр Рубинов