Полтора года назад девять отчаянных путешественников на трех 15-метровых голландских моторных яхтах Elling E4 отправились через Атлантический океан из Лас-Пальмас на Карибы.Это поход широко освещался в СМИ, но мало кто знает, что безумный вояж организовали россияне: восемь из девяти моряков были нашими соотечественниками. Данным текстом мы востанавливаем историческую справедливость. Что любопытно, с тех пор ни одного подобного путешествия совершенно не было.
Трансатлантический переход — не самое тривиальное мероприятие даже для профессионала, не говоря уже о яхтсменах-любителях. Подобные путешествия требуют тщательной подготовки: надо найти лодку, способную выдержать такое испытание, досконально изучить ее и быть уверенным в том, что в океане судно не подведет. Само собой, важна и команда: желательно, чтобы ваши коллеги понимали, что «секстан» происходит не от слова «секс», могли отличить кучевые облака от перистых и имели хотя бы небольшой опыт мореплавания.
Идея путешествия длиной в 2585 миль от Канарских островов до антильского острова Сен-Мартен пришла в голову Александру Рубинову, руководителю компании «Адвентор Яхтс», дистрибьютора голландских яхт Elling в России и СНГ. «Принимая решение о вхождении в яхтенный бизнес, я уже был влюблен в небольшие моторные суда, пригодные к океанским путешествиям. Мне всегда хотелось проверить на практике, как ведут себя "Эллинги" в открытом океане, — говорит Рубинов. — По счастью, мне удалось убедить директора верфи Neptune Marine Shipbuilding Антона Ван ден Боса и нескольких российских владельцев моторных яхт Elling поучаствовать в рискованном походе. Россияне с энтузиазмом откликнулись на мое предложение, но привлечь в нашу авантюру хотя бы одного жителя Западной Европы или американца не удалось. Очевидно, такое путешествие многим казалось слишком опасным».
В декабре 2008 года путешественники с волнением смотрели, как в доках канарского острова Ла-Пальма три новенькие 48-футовые яхты выгружали с прибывшего из Антверпена контейнеровоза. Через несколько дней «Эллинги» отошли от причала на Канарах и направились в открытое море. Все лодки Е4 были в стандартной комплектации, без каких-либо значительных усовершенствований, с двигателями, отработавшими порядка 50 часов. Из дополнительного оборудования на яхтах были плавучие якоря и 100-метровые буксировочные тросы. Добавлением к заводской комплектации стали закрепленные на палубах пластиковые бочки для топлива.
«Я уже рассказывал в интервью российскому интернет-сайту, посвященному яхтенной тематике, что до нас на моторных яхтах Атлантический океан пересекали лишь американцы из компании Pacific Asian Enterprises, производящей яхты марки Nordhavn, — продолжает Рубинов. — Из Флориды через Бермудские острова, Азоры и далее к Гибралтару эти парни дважды перегоняли свои лодки: в 2004 году они привели в Европу из Нового Света целую флотилию из почти 20 судов. Три года спустя они повторили это не самое простое путешествие на трех 15-метровых лодках».
Компания Neptune Marine начала производить «Эллинги» в 1997 году, поставив заказчикам свыше 170 судов этого типа. У голландской верфи была цель наладить выпуск 15-метровых прогулочных яхт, пригодных для плавания в открытом море. Обе серийные модели – Е3 и Е4 сертифицированы в Европе для океанских походов, но до 2008 года никто не отваживался на трансатлантическое путешествие. Владельцы «Эллингов» уже принимали участие в длительных путешествиях. Несколько лет назад Кит и Валерии Фостер дошли на Е4 из Голландии до острова Лансероте. Категория «А» - это просто запись в судовых документах, которую вносят исходя из технических параметров судна, - утверждает Антон Ван ден Бос. – Две недели плавания – лучшее испытание для моих яхт. Хотелось доказать самому себе, что вера в наши яхты – не просто фанатизм производителя».
«Сопоставим две характеристики — удельный расход топлива и скорость,— продолжает Александр Рубинов,— "Эллинги" потребляют 1-1,2 литра на милю при средней скорости в 7,1 узла. У водоизмещающих яхт Nordhavn, ходивших через Атлантику в 2007 году, — 2,6 литра на милю при среднерейсовой скорости в 6,2 узла. Притом же количестве кают и спальных мест мы шли где-то на 15% быстрее, при дальности непрерывного перехода на 40% выше, чем у схожего по длине Nordhavn. Мы считаем, что превзошли американцев по всем статьям. Не стоит забывать, что "Эллинг" разгоняется в полуглиссирующем режиме до 17-19 узлов, что водоизмещающим судам не доступно».
Атлантика дала о себе знать впервые же часы после выхода из бухты острова Ла Пальма — началось легкое волнение. Те из путешественников, кто раньше не ходил в море, испытали сильные приступы морской болезни. «Я принимал участие в доставке многих наших яхт, — рассказывает Антон Ван ден Бос, — однажды мы попали в ужасный шторм на Северном море между Гельголандом и Осло. Гигантские волны, штормовой ветер. Мне было действительно страшно. Все продолжалось двое суток. Именно тогда я убедился, что "Эллинги" достойно справляются с тяжелыми погодными условиями».
При переходе через Атлантику Рубинов и Ван ден Бос постоянно упражнялись в арифметике — вели ежедневные расчеты потребления топлива. Стандартной емкости бака Е4 (1500 л) не хватало на 2500 миль, поэтому на корме разместили дополнительные шесть бочек горючего по 220 литров каждая и восемь 20-литровых канистр. В совокупности это составило 2980 литров топлива. «Я тоже с некоторой тревогой следил за расходом горючего, — продолжает разговор Ван ден Бос, — не было уверенности в точности показаний штатного электронного расходомера. Через 220 миль мы долили в бак первую бочку, но в нем оставалось свободное место, что указывало на повышенный расход. Пришлось снизить скорость до семи узлов, чтобы достичь соотношения литр топлива на милю. Двигатели работали на 1450 оборотах в минуту». На каждом из «Эллингов» был установлен 30-сильный вспомогательный двигатель. Некоторые сомневаются, насколько они необходимы, так вот в самый последний день плавания, когда одна из лодок намотала на основной винт обрывки каната, вся экспедиция перешла на «вспомогачи», сбросив скорость до пяти узлов. «В начале пути нас сопровождал сильный ветер, — говорит Антон, — но погода улучшилась, и мы смотрели на картплоттер, радуясь, что конечная точка нашего маршрута приближается с каждым мигом. Время от времени я пытался прогнозировать вероятные неприятности и их последствия. Если откажет двигатель, есть вспомогательный. Если вспомогательный тоже встанет, другая лодка всегда может взять нас на буксир. Разумеется, на одной яхте в такие походы лучше не ходить. Две лодки — это минимум для экспедиции. В самом худшем случае нам бы пришлось подрейфовать с месяц, но куда-нибудь мы бы все равно пришли!»
«Для океанского плавания мы неплохо питались, — рассказывает Ван ден Бос. — Чаще всего на обед были голландские замороженные стейки с картофелем, консервированные овощи или макароны с ветчиной и кетчупом. Иногда мы пировали, приготовив блюда китайской кухни, а иногда ограничивались яичницей с беконом. На завтрак чаще всего были кукурузные хлопья. Мы пытались рыбачить, но удить рыбу на скорости в семь узлов сложно, потому что приманка не уходит под воду, приходилось навешивать на леску дополнительные грузила. Обычно мы жарили пойманных дорадо, хотя и в виде суши рыба вносила значительное разнообразие в меню». Напарник Ван ден Боса — россиянин Михаил Горбунов вспоминает, как, наблюдая за голландцем, колдовавшим над кухонной плитой, заметил ему с юмором: «Если судостроительный бизнес не заладится, тебе стоит подумать о собственном ресторане». На каждой лодке был установлен бак на 800 литров питьевой воды. Ее расход был строго ограничен. Согласно внутреннему распорядку короткий душ разрешалось принимать раз в три дня.
Антон вспоминает, что во время путешествия он сильно скучал без голландской речи: «На национальной почве ссор у нас не было и в помине. Но ребята переговаривались между собой по-русски, и я почти ничего не понимал. Они мне все переводили. Зато было весело общаться со встречными судами. Капитан одного сухогруза оказался голландцем, и мы мило поболтали. Впрочем, мне не стоило спрашивать его о погоде. Парень сказал, что волноваться не о чем и впереди нас ждет всего лишь крепкий ветер, но то, что является пустяком для большого корабля, для крошечной лодки представляет подчас серьезную проблему. Вскоре порывы ветра достигли семи баллов». Посредине океана один из экипажей перестал выходить на связь. Ван ден Бос сильно занервничал: «Первое время я никак не мог понять, что произошло. Оказалось, что ребятам пришлось перезагружать Inmarsat, и для этого они временно выключили остальное оборудование».
Яхты приближались друг к другу лишь раз в сутки для передачи канистр с топливом. На одной из лодок был установлен двигатель большего объема — 570 л.с. по сравнению со стандартными 425 л. с. Ночью лодки держались на расстоянии до пяти миль. Передавать с борта на борт тяжелые канистры при полутораметровой волне было занятием не из легких. По мере приближения к цели расход топлива на всех яхтах снизился из-за попутного ветра и усиливавшегося течения. К тому же сами яхты стали заметно легче. Вспоминает Ван ден Бос: «Примерно на полпути я еще больше забеспокоился, хватит ли нам горючего. Каждое утро начиналось с рутинных расчетов оптимальной скорости с учетом времени в пути и оставшегося расстояния». Когда путешественники достигли Малых Антильских островов, на дне топливных баков оставалось по 40 литров горючего. Антона спросили, рассчитывал ли он на столь благополучное окончание похода, и он, не задумываясь, ответил: «Если бы топлива оказалось меньше, пришлось бы гораздо раньше сбрасывать скорость».
Через 16 дней с момента отплытия из канарской гавани над горизонтом показались вершины острова Сен-Мартен. Антон говорит: «Я отчаянно жаждал увидеть землю. Две недели в море — это чертовски долго, вокруг одна вода и больше ничего. Когда мы заметили горы, я невероятно обрадовался, схватил бинокль, чтобы поскорее рассмотреть берег. Мы бросили якорь в тихой голубой бухте. Это была классическая карибская стоянка».
На Карибах, где доминируют суперяхты, три 49-футовые лодки не обращают на себя никакого внимания. Даже если вы только что покорили океан и чувствуете себя героем, на пристани до вас никому нет дела. «Когда мы покидали Канарские острова, весь город буквально стоял на ушах. Нас знали в лицо абсолютно все на Ла Пальма, даже уличные торговцы. Нас провожали журналисты местных теле и радиокомпаний. Каждый был в курсе, что эти сумасшедшие русские парни отправляются в путешествие через Атлантику. Прием на Карибах был подобен холодному душу. Так или иначе, но мы были счастливы, пили водку и веселились», — делится впечатлениями Ван ден Бос.
Итак, проект Elling Е4 продемонстрировал свою надежность и хороший мореходный потенциал. Эти лодки первыми из европейской категории «А» (океан) совершили столь серьезный поход в суровых условиях и не получили никаких повреждений. Ни один из жизненно важных механизмов и приборов не отказал за время путешествия. Вопреки известному морскому постулату о том, что через океан могут пройти лишь глубокосидящие моторные яхты с водоизмещающими обводами траулерного типа, переход Канары — Малые Антильские острова доказал, что и полуводоизмещающие обводы корпуса и небольшая осадка не могут стать препятствием в реализации трансокеанских походов. В планах Ван ден Боса пройти на «Эллинге» через Северо-Западный Проход из Атлантики в Тихий океан. Россияне уже готовы нанести на карты кругосветный маршрут.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯХТ — УЧАСТНИЦ ПЕРЕХОДА
Название яхты |
DUKE
|
ELLING
|
VALENTINA
|
Длина, ширина, осадка, м |
14,95х4,25x1,2
|
||
Стандартное полное водоизмещение, т |
16,5
|
17
|
16,5
|
Главный двигатель |
Volvo Penta D9,
570 л.с.
|
Volvo Penta D6,
425 л.с.
|
Volvo Penta D6,
425 л.с.
|
Скорость хода макс, уз. |
19
|
17
|
17
|
Стандартный запас топлива, л |
1500
|
1500
|
1500
|
Общий объем топлива
(с доп. запасом), л
|
3120
|
3630
|
2980
|
Вспомогательный двигатель |
Yanmar, 29 л.с.
|
Volvo Penta D2,
30 л.с.
|
Volvo Penta D2,
30 л.с.
|
Экипаж, чел. |
3
|
4
|
2
|
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ ВАН ДЕН БОСА
Обычный распорядок дня на борту «Эллинга»
8:00 Конец ночной вахты. Мой поздний ужин переходит в ранний завтрак для моего напарника Михаила.
11:00 Производим визуальный осмотр двигателя. Долив масла и смена фильтра не требуются. Мотор работает в штатном режиме.
13:00 В меню на сегодня хлеб, кофе или чай. Кофеварка работает от инвертора, все остальное — от генератора. На борту нет приборов на газу.
16:00 Рыбачим.
17:00 Время пить шардоне! Один, максимум два бокала сухого белого вина, и можно обедать.
20:00 Начало ночной вахты: четыре часа бодрствования, четыре — сна. Обычно Михаил не ложится спать во второй раз. На сон он тратит всего четыре часа.
Закат. Наслаждаемся закатом. Мы идем на запад, прямо на заходящее солнце.
Российское издание Motor Boat and Yachting,Май-Июнь 2010
Лодка номера: Elling E4
Александр Рубинов