Их было двое — бравых, сильных и красивых. Женщин они покоряли внутренним благородством, а мужчинам нравились за разносторонние навыки. Их стихия — неспешные скитания по рекам и каналам, но если нужно, они способны и на скоростные марш-броски. А повадки просоленных «морских волков» они ярко явили свету, без страха и сомнения покорив Атлантику…
Итак, 15 лет они были двойней. Но, судя по всему, с нынешнего года их станет трое.
Речь — о яхтах Elling, «крушителях стереотипов» о несовместимости скорости с мореходностью и океанской автономностью. Ибо главная «фишка» концепта — именно двухрежимность. В «экономичном» плавании судно не торопясь (7-8 узлов) проходит до 1400 миль (с опциональными топливными баками — до 2400 миль!). А в «скоростном» режиме яхта разгоняется до 17-18 узлов, экономя время владельцу и, безусловно, обеспечивая дополнительную «активную» безопасность: скажем, уйти от столкновения или быстро спрятаться в бухте-убежище. И всё это — с полноценным яхтенным комфортом и завидной люксовостью. Думается, нет смысла ещё раз подробно расписывать все достоинства судна (армированный твароном корпус, «переходные» обводы, низкий центр тяжести, дублирующий аварийный дизель с отдельным рулём и топливным баком…) — «Фарватер» делал это не раз. Напомню лишь один факт: за все прошедшие годы у Elling — ни одного серьёзного гарантийного происшествия, прервавшего переход или приведшего к опасной ситуации. При том, что сошедшие со стапелей «Neptune Marine Shipbuilding» почти 300 яхт совершили десятки тысячемильных переходов по внутренним и морским путям Европы, Америки и Азии (плюс упомянутая трансатлантика на трёх из них). Ибвместо погони за новизной и дизайнерских изысков голландская верфь сосредоточилась на «доводке» своих всего двух проектов до предельного совершенства. А добротность исполнения каждого судна обеспечивает неизменная команда профессионалов, работающих десятилетиями (даже за годы кризиса не уволен ни один рабочий!).
Но мы — о новостях с верфи, а в преддверии нового сезона они очень интересны!
Во-первых, яхту облегчили и удешевили за счёт дизель-генератора: его функции возьмёт на себя дублирующий аварийный дизель, на вал которого «насадят» генератор мощностью 4 кВт. Ранее этот двигатель запускали лишь любители троллинга, а остальное время он, в ожидании своего «звёздного часа» (если вдруг заглохнет основной) оставался балластом. Теперь же к.п.д. аварийного мотора резко повысили. Генератор может работать как в паре с гребным винтом, так и самостоятельно — гребной вал рассоединяется. Заодно можно доукомплектоваться литиевыми аккумуляторами и инвертором на 3-4 кВт — на коротких стоянках генератор можно будет вообще не включать, наслаждаясь тишиной и чистым воздухом.
Во-вторых, теперь опционально доступен (внимание укачивающимся!) активный гироскопический успокоитель качки. Ультрасовременный «Seakeeper» — лёгкий, малошумный, экономичный и удивительно эффективный (особенно учитывая компактность), он идеально подходит для яхт Elling. Производитель гарантирует уменьшение качки на 60-80% — мечта семейных экипажей, в которых обычно далеко не все «просоленные мореманы».
В-третьих, список стандартной комплектации судна дополнился электроприводом открывания лобового стекла, интерцепторами изменения дифферента в режиме полуглиссирования, подогревом полов в ходовой рубке, тиком в салоне и ещё рядом позиций. Читатель, конечно же, помнит («Фарватер», №3/2014) о публичном эксперименте, устроенном на верфи Elling — принудительном «оверкиле» Elling Е4. Эксперименте, которому обычно подвергаются лишь всепогодные спасательные боты. И принципиально невозможном для большинства люксовых яхт (по крайней мере, пока ни одна верфь не рискнула такой провести). А голландцы переворачивали своё судно несколько раз, с неизменным результатом: к восторгу зрителей лодка за считанные секунды принимала нормальное положение. Эксперимент наглядно показал публике реальный уровень безопасности яхты — в ней и «идеальный шторм» не страшен. Не удивительно, что заказов у верфи добавилось. А в документации Elling теперь задекларировано официально: яхты не имеют угла заката диаграммы статической остойчивости (т.е., возвращаются на ровный киль
при любом накренении).
И — о самом главном, о той самой «двойне». Действительно, предыдущие 15 лет верфь выпускала всего два проекта: Е3 (45 футов) и Е4 (49 футов). Этот размер — «золотая середина»: суда уже достаточно большие для достойного комфорта, ёмкости и безопасности, но ещё вполне управляемые самим владельцем, без наёмной команды. Однако многие клиенты этот размер уже «переросли».Именно для них — долгожданное событие: верфь начала проектировать (и конструировать оснастку для производства) Elling E5, — солидное судно длиной около 20 м, с богатой комплектацией и океанской автономностью. Это уже фактически эксплорер, на котором
вполне можно пойти и в кругосветку! На данный момент информация пока вся. По мере поступления подробностей будем делиться новостями.
Оставайтесь с нами.
Богдан ПАРФЕНЮК.
Журнал «Фарватер» № 1 (68) 2015г.