Казалось бы, 1200 миль обычного перегона только что построенной яхты «Эллинг Е4» – что тут особенного? Однако, для конкретно взятой яхты – это серьезные эксплуатационные испытания.
С вариантом доставки на спецавтотранспорте и обкаткой после спуска на воду не сравнить, как нельзя сравнить марафон и легкий утренний моцион.
Тем более, если большую часть пути вас в качестве гарантов сопровождают директорcудоверфи Антон ван ден Бос и Александр Рубинов, учредитель компании «Адвентор Яхтс», эксклюзивного дилера яхт «Эллинг» в России и СНГ.
Итак, городок Аальст в центральной Голландии, место рождения яхты на судоверфи NeptuneMarine Shipbuilding. Отход рано утром 14 июля (без намеков на взятие Бастилии), выход на фарватер реки Ваал, а далее через вытянувшийся как стрела канал – во внутреннее голландское море Waddenzee. Первый ночлег – на небольшой марине, после пришвартовки без всякого спроса к пустой деревянной посудине. Начало собственно морского перехода – на третий день, когда яхта вынырнула из-под Фризских островов в открытое Северное море. Оно не преминуло выказать свою штормовую репутацию и встретило волнением в 5 баллов. Экипаж волей-неволей прошел курс оморячивания. В эти и последующие сутки судно шло нон-стоп вплоть до входа в Кильский канал, где и приютилось в плотно заселенной марине. 17-го июля 7-узловым ходом пройден канал с аккуратно размеченным фарватером. Ночевка в одной из многочислен-ных марин самого Киля.
Впереди – вся Балтика, а за судовождение стал отвечать прибывший в Киль Антон ван ден Бос.
Перед плаванием шла дискуссия – как проходить Балтику: прижимаясь ли к берегам Швеции, а затем вливаясь в маршруты паромов Швеция-Финляндия, или напрямую, по кратчайшей диагонали, до финской Котки? Решили поставить все в зависимость от прогноза погоды. А он оказался самым благоприятным – попутные ветры 3-4 балла. Пошли напрямик, с единственным заходом на остров Готланд, где и появились под вечер 19-го. На марине с деревянными причалами соседствовали три яхты и несколько рыбацких ботов. В полукилометре – несколько домов. На первый взгляд – богом забытое место. Но в ответ на телефонный запрос откуда ни возьмись через 20 минут возникла автоцистерна, и «Эллинг» заправился топливом под завязку. 40-часовой переход Готланд-Котка проходил под управлением автопилота, но, как и раньше, вахтенное наблюдение велось непрерывно – яхта шла маршрутами весьма оживленного судоходного трафика или пересекала их. Вспоминался переход «Эллингов» через Атлантику в 2008 году – вот где можно было не заботиться об обгонах и расхождениях – как правило, горизонт был пустым.
Балтийская погода позволяла, и несколько часов поддерживался парадный 16-узловый ход.
Конец плавания прозаичен: наполовину российская, если судить по наличным яхтам, марина в Котке, а дальше – пограничные формальности, и домашний переход Котка-Санкт-Петербург.
Некоторые плюсы перегона моторной яхты морем уже упомянуты. Добавим еще один – такой перегон позволяет сэкономить, если сравнивать с сухопутным вариантом доставки: 3000 л топлива, продукты и оплата шкипера – все это, вместе взятое, обойдется примерно вдвое дешевле.
Сейчас E4 c детски наивным именем «Smeshariki» под управлением владельца и его собственного экипажа находится на пути из Санкт-Петербурга в Москву. В сентябре ожидается ее участие в «Буревестник Бот-Шоу». Кстати, имя яхты не должно вводить в заблуждение, никаких ассоциаций с детским садом, – ее опытный хозяин за время плавания скрупулезно изучил устройство судна и управление им, не упуская из виду ни один лючок, вентиль или тумблер. Ну, а Смешарики – это для настроения.