Elling - голландская моторная яхта, подобная чуткому другу

Как же нам охватить всю новизну голландских яхт ELLING? Со своим низким силуэтом и минимальным двигателем в 76 л.с. (в первые годы производства), Elling как бы рожден для расслабляющего круизинга по внутренним водам на 8 узлах. И тут же шоковая подробность: да ведь у него категория «А» Евросоюза – ветер свыше 8 баллов и волнение с высотой более 4 м! Другими словами, жестокий штормовой ветер и экстремальные условия океанского плавания. Чтобы добиться трансатлантической дальности плавания, необходимо идти с умеренной скоростью, такой же, как на большинстве внутренних фарватеров. И, хотя с опциональным двигателем 450 л.с. ELLING может ускорить ход до 18 уз, его определенно нельзя причислить к трудягам, не знающим передышки. На этом находки в оценке Е4 не кончаются: сдвижная крыша рубки, напоминающая о стройных спортивных круизерах, броская криволинейность экстерьера, композитный корпус, не поддающийся нагрузкам, плюс примечательная заваливающаяся мачта с электроприводом – и становится ясным, что Е4 необычная лодка.

Оборудование

 

Моторная яхта Elling E4

Моторные суда с рулевой рубкой – вещь привычная, но и тут ELLING выпадает из общего ряда. Традиция диктует расположение рубки в нос от основных помещений. Однако, такое расположение помешало бы получить заметно невысокий надводный габарит Е4, что сближает компоновку Е4 и парусной яхты, благодаря смещению рубки к корме и ее расположению над машинным отсеком, бок о бок с коридором, где расположен камбуз.

Мне приходилось готовить пищу на парусниках с коридорным расположением камбуза, и это неплохо удавалось, если удерживаться на ногах при бросках от стенки до стенки. На Е4 много места для запасов и обширные рабочие поверхности – однако, две детали могли бы улучшить ситуацию. Заглубленные сеточные поддоны Perspex внутри шкафов помогли бы безопасно удержать содержимое на месте при открытых дверцах, не теряя его из виду. С единственным иллюминатором камбуз выглядит несколько мрачным. Пара дополнительных иллюминаторов существенно изменила бы

обстановку, и, возможно, помогла бы избежать морской болезни в штормовых условиях: если горизонт исчезает из поля зрения, недомогание наступает раньше, и не придумать для него худшего момента, чем во время приготовления обильного английского завтрака.

Ничего особенного в оформлении носовой и кормовой кают я не обнаружил – обстановка в них не выше и не ниже ожиданий. Салон – одна из «изюмин» Е4: он просторен, уютен, свободен для передвижения. Приставив два стула, вы получаете в общей сложности 6-7 посадочных мест вокруг стола, за которым можно славно пообедать. Ступени, ведущие наверх, в рулевую рубку, для такого судна крутоваты, но никто не жалуется. Из салона можно

 

 

попасть в третью каюту; она может быть оформлена и как вместительный кабинет, длинный стол которого трансформируется в дополнительную койку.

Е4 построен голландской верфью NEPTUNE MARINE. Проектанты предусмотрели широкие палубные проходы по сторонам рулевой рубки, где без особого труда можно разойтись с идущим навстречу. Правда, за это приходится платить стесненностью внутри рубки. Даже если вы слывете худосочным, разминуться со встречным удается, только прижавшись к креслу рулевого или сместившись в сторону. Это не столько проектная ошибка, сколько неизбежное следствие свободы передвижения по палубе вдоль бортов.

За штурвалом Е4

Впервые мы испытали Е3 – укороченную версию Е4, восемь лет назад (см. Motor Boat & Yachting, май 2000 г.). При ходе навстречу ветру и на боковом волнении поведение судна нареканий не вызывает. Однако, на косых волнах с кормы, картина изменилась и «никакие перекладки руля не могли удержать судно от сваливания с курса», как мы докладывали об этих неожиданностях в своем донесении.

Благодаря значительным изменениям в конструкции рулей и кормовой оконечности, это явление больше не наблюдается. Как и большинство полуводоизмещающих судов, рассчитанных на скорости до 20 уз, Е4 не так устойчив на косом волнении, как быстроходные глиссирующие суда. Но на этот раз все, что я мог ощутить, – это легкое вздрагивание, когда волна, обгоняющая судно, проходит под днищем, а под действием автопилота Raymarine даже это ощущение пропадало.

По сравнению с предыдущими испытаниями Е3, погода была более ненастной. Эти испытания на неспокойном море доказали, что Е4 не испытывает ударов днищем о воду на коротких крутых волнах, если только вы не уходите от них на полном ходу, с риском контакта поверхности воды и участков днища в районе миделя. Е4

 

необыкновенно послушен рулю, совершая поворот в пределах своей длины, если вести отсчет от точки начала поворота, практически не сбавляя при этом скорость. Такая экстренно выполненная компактная циркуляция помогает избежать столкновения с топляком в два раза быстрей.

Но ничего страшного не случится, если столкновение все же произойдет. Корпус Е4 состоит из слоев Тварона – материала из арамидных синтетических волокон, подобного Кевлару. Тварон в два раза прочнее обычной стеклоткани. Много лет назад я испытывал целый набор высокопрочных ламинатов на острове Уайт, в лабораториях Westland Aerospace. Эти испытания показали, что просто невозможно проткнуть насквозь хорошо изготовленный арамидный ламинат. Под действием интенсивной точечной нагрузки он может деформироваться и трескаться, но контактное сопротивление материала делало напрасными все усилия проделать в нем дыру. По понятным причинам из него изготавливают пуленепро- биваемые жилеты и шлемы.

 

Полагаем, что вы все же не наскочите на неразорвавшуюся мину, и ваш Е4 благополучно проделает весь путь, скажем, из Дартмута в Англии до Дартмута возле Род-Айленда на восточном побережье США. Чтобы осуществить этот дальний переход, вам понадобятся дополнительные топливные баки, а также движение на умеренных скоростях. Если вас в океанском плавании не устраивает наличие только одного двигателя, к вашим услугам консольный двигатель мощностью 27 л.с. с обтекаемой длинной «ногой» (как на парусниках) и гребным винтом со складываемыми лопастями – и все это за разумную цену в 16300 ф.ст. На скоростях океанского перехода Е4 ведет себя очень тихо. Хотя рулевая рубка находится над машинным отсеком, это самое спокойное место на судне: на скорости 6 уз уровень шума составляет 62 дБА, а в салоне и на палубе кокпита 65 дБА – как во время сдержанной беседы.

Техническое оборудование и конструкция

Помимо корпуса, усиленного Твароном, в Е4 многое соответствует качеству надежного океанского судна. В интерьере, полностью адаптивное рулевое кресло модели КАВ способно погасить все броски вверх и вниз, которые не удалось преодолеть даже при сравнительно умеренной качке судна. Двойное остекление окон и переменные скоростные режимы стеклоочистителей обеспечивают рулевому хороший обзор. На многих судах носовое подруливающее устройство включено в список опций, но на Е4 для американского рынка и носовое, и кормовое подруливающие устройства входят в состав стандартного оборудования, как и упругое сочленение вала Aquadrive, обеспечивающее снижение шума и вибрации.

Снаружи, когда волны начинают перехлестывать через рубку, надувное уплотнение по периметру сдвижной крыши не позволит ни единой капли влаги проникнуть внутрь богато обставленной рубки. Все, что расположено на палубе, выглядит продуманно и закреплено надежно, например, сдвоенные стойки по сторонам бортовых проходов в ограждении. Только небольшие детали выглядят не совсем к месту на трансатлантическом судне – например, фрикционный зажим без замка на якорном устройстве и отсутствие дренажа и скопление грязной воды в комингсе этого устройства. Специального упоминания заслуживает откидная мачта. Продуманный механизм привода входит в стандартную комплектацию и, по-видимому, стоит немалых денег. Если вам приходилось иметь дело с увесистой стеклопластиковой мачтой, заваливая ее вручную, вы, проходя по внутренним водным путям, расцените электропривод мачты, как дар небес.

Технические характеристики ELLING E4 Вердикт

В основе идеи создания ELLING E4 – смена оттенков качества, подобно тому, как это происходит с окраской хамелеона. Великое множество стальных яхт голландской постройки превосходно ведет себя на внутренних водных путях в роли тихоходных круизеров, но ходовые показатели очень немногих из них могут сравниться с 18-узловой скоростью Е4. К тому же эти немногие обычно построены на заказ, с ориентацией на условия океанских плаваний.

Аналогично, существуют фантастические океанские яхты – например, NORDHAVN 47 c одновальной силовой установкой. Однако, башневидная надстройка не позволяет этому судну подниматься вверх по рекам, дабы не врезаться в мост. С другой стороны, надводный габарит Е4 при заваливании мачты уменьшается с 4,2 м до 3,45 м, отрывая судну путь к внутренней водной сети континентальной Европы и Англии.

Пост управления судном на Е4 один, и, если вы планируете неспешное плавание по рекам или каналам, рулевой должен быть готов внимательно вглядываться в окружающие пейзажи, как и все остальные члены экипажа. И тут очень кстати мастерски вставленный штрих – сдвижная крыша рубки. И дело здесь вовсе не в том, что ELLING решил посоперничать с преимуществами флайбриджа, или с кормовым расположением поста управления, как на LINSSEN GRAND STURDY 470. На самом деле, технически изящно решенная сдвижная крыша превращает ходовую рубку из закрытого, пусть изысканного, помещения в такой пост управления, с которого удобно отслеживать все элементы движения яхты.

Так, что же, Е4 – мастер на все руки? Не совсем – это всегда остается неразрешимой задачей и тяжелой нагрузкой на бюджет, и этим объясняется факт, что многие состоятельные люди обзаводятся несколькими различными лодками. Но ELLING Е4 представляет собой уникальную комбинацию возможностей: он и речной круизер, и крепыш, которому океан нипочем, и сноровистый спринтер при переходе через проливы. И, раз уж речь зашла о многоборце, у Е4 есть много необходимых качеств, чтобы так именоваться.

 

Текст: Дэвид Марш