Elling E4 - осенний переход на яхте Новороссийск -Дубна (МО)

СТАТЬЯ в журнале Motor boat & Yachting Russia (январь-февраль 2022г. №1) 

"Испытание временем, или перегон"

ВИДЕО РАССКАЗ ОБ ЭТОМ ПОХОДЕ СМОТРИТЕ НА НАШЕМ YOUTUBE КАНАЛЕ 

ЗДЕСЬ

Нам вместе 150 лет, - мне и капитану яхты «Валерий» Владимиру Бельке, а яхте почти 17 лет. Это первая моторная яхта Elling E4 поставленная мной в Россию, Владимир работает на ней с первого дня, как получил её на верфи в Голландии в 2005 году. Он лично перегнал её за 40 дней в Новороссийск, там она базировалась все годы. В 2015 году Владимир ходил на ней через Санкт-Петербург в Голландию где делали большой рефит и модернизацию лодки, а затем через Средиземное и Чёрное моря перегнал её обратно в Новороссийск. Сейчас владелец заказал у нас флагманский Elling E6 Highline, а это лодка сдана в трейд-ин, и нам надо было её перегнать из Новороссийска в Дубну, это почти 3500 км (около 1900 миль). Скажу честно были сомнения, привык перегонять, в основном, новые лодки, дефицит времени, а вдруг поломка и жди ремонта. Двигатель Cummins 450 л.с., наработка уже около 2500 часов, в общем для судна это относительно немного, эквивалент примерно дизельного грузовика который прошел 100.000 – 150.000 км.

Обычно, при технико-экономических расчетах коммерческих судов и определении нормативного коэффициента их рентабельности, мы закладывали срок амортизации судна 30 и более лет. Такие нормы судостроения. Знаю, что многие, даже бюджетные, катера и яхты (Bayliner, Maxum, Meridian Yahts и прочие) ходят уже 30 и более лет, и некоторые в очень даже достойном техническом состоянии. Но всё-таки яхте17 лет, да и поход поздней осенью...

16 сентября 2021 года мы с Владимиром вышли из Новороссийска. Топливо 1300 л, наработка двигателя 2457 м/часов. Чёрное море прошли Без приключений, волнение 2-3 балла, комфортно, прошли Крымский мост, очень много судов на рейде, заходим в Азовское море, и - сюрприз от пограничников. У нас лодка растаможена зарегистрирована в ГИМС в 2005 году, а тогда давали удаление от берега 2 мили. Пограничники нас отслеживают и по рации строго предупреждают, что будут нас наказывать если нарушим эти условия, и очень строго, если удалимся более чем на 10 миль от берега. А судовой ход имеет удаление более 20 миль. Вот и крались вдоль берега почти двое суток проклиная ГИМС и пограничников. Волна 3 - 4 балла, крутая, часто в борт, особенно трудно было ночью. Перед отходом мы заходили в Новороссийский ГИМС, нам предложили сделать новый судовой билет с удалением от берега 12 миль, но это требовало времени. В книге «Малые моторные яхты для больших плаваний», особенно в первом издании, мы резко критиковали нашу систему сертификации, какой-то процесс улучшения вроде пошёл, но очень уж нерешительный. Ведь все яхты Elling имеют по нормам Евросоюза неограниченный район плавания и категорию мореходности А «Ocean». Я на яхтах Elling E4 пересекал Атлантический океан, а тут 2 мили, потом 12 миль. Пути нашей бюрократии неисповедимы. А то что нас предупреждали о наказании – это, конечно, связано больше с пограничными делами в Азовском море, а не с безопасностью судоходства. Ну, в общем, прошли с горем пополам Азовское море, далее Волго-Дон, заправка в Ростове, много шлюзов, иногда ждали много часов шлюзования, дошли до Волгограда, и дальше довольно тривиальное путешествие по Волге и её водохранилищам. На некоторых южных участках сильно упала вода, нам говорили до 2,0 м, и мы реально сели на мель, где картплоттер показывал глубину по карте 2,5 м. После этого старались с судового хода не уходить и вести себя как большое коммерческое судно. 

Поразило очень малое количество судов, даже на протяженных участках, где вода, практически, не упала. Например, нас 5 раз шлюзовали одних - не было ни попутных ни встречных судов, и ради нас одних переливали десятки тысяч кубометров воды. Ощущение фантастическое, но одновременно очень грустно. Можно констатировать, что судоходство по Волге почти затухает, сотни судов на отстое, иногда за сутки мы встречали не более 6-8 сухогрузов и танкеров, чуть-чуть повеселей с пассажирскими судами. И, практически, все суда еще постройки времён СССР. Удручает то, что вся инфраструктура (шлюзы и множество других гидросооружений, навигационная обстановка, тысячи работающих в сфере обеспечения судоходства и так далее) всё это никуда не деть и не упразднить, а судоходства, практически, нет. Просто могу сравнить, каким было судоходство в СССР и даже 10 лет назад, много раз ходил и на Каспий и в Санкт-Петербург. Очень, очень мало судов ходят по нашим необъятным внутренним водам. И очень боюсь, что ретивые чиновники трубят победные реляции о грузопотоках на ВВП. А надо тревогу в колокола бить.

Но вернёмся к походу. Не буду описывать маршрут, он не оригинальный и есть много путеводителей, где все красоты и достопримечательности расписаны. Кратко хронометраж. Бункеровались в Ростове (470 л), Волгограде (900 л), Балаково (650 л), Казань (800 л), Кинешма (450 л). Хотели чтобы топливный бак был, по возможности, полным. Ночевали в основном на якоре, только 2 дня у причала в яхт-клубе Тольятти и в Волгограде у заправочной станции. Выходили в 6 утра, в темноте старались не идти. Ночью проходили только Азовское море, Цимлянское водохранилище, Волгоградское водохранилище, Горьковское водохранилище. Очень много времени уходило на ожидание шлюзования, особенно на Волго-Донском канале. Шли в среднем со скоростью 8,2 - 8,5 узлов, иногда встречное течение достигало скорости около 1 узла (по разности показаний судового лага и GPS). 

Конечно, потрясающие осенние пейзажи, красивейшие монастыри, церкви, патриархальные русские городки и деревни, шум воды и, иногда, зеркальная гладь реки и водохранилищ очаровывали нас во время похода. Было красиво и тихо. Мы спешили, но, подспудно, нам даже было немного грустно, когда поход закончился в Дубне. Хотя мы устали. Почти 23 суток пути, вдвоём, очень много шлюзов, очень мало судоходства, по утром иногда заморозки и гололёд на палубе, замечательные ночёвки на якоре в красивейших местах, на рассвете туман ложится в реку в звенящей тишине...

Мы жили каждый в своей каюте, каждый со своим туалетом и душем, всегда была горячая вода, мы хорошо питались, у нас был прекрасный камбуз, а по вечерам отдыхали в главном салоне и смотрели телевизор, благо спутниковая антенна позволяла это делать в любом месте и даже на ходу. Превосходно работал автопилот, за штурвалом мы были максимум 10% ходового времени, в основном при шлюзовании. В туман и ночью помогали радар и система АИС, хотя, повторюсь – судов встречных и попутных было очень мало. В целом, путешествие было очень комфортным.

В походе нас подвело отопление, пытались в Тольятти починить, но нужно было остаться на 2 дня - электрику («мозги») климат-контроля тестировать. Мы не стали ждать, купили небольшие электро обогреватели воздуха, грелись с работающим дизель генератором. В остальном поход прошёл без сучка и задоринки, за исключением моей грубой ошибки в Волгограде, где я не учёл сильного течения и изрядно поцарапал борт. До этого как раз хвастался Владимиру, что 15 лет не делал аварий. Вот и не верь приметам…

Лодка нас не подвела. Дизель работал как часы. Все устройства и системы, кроме отопления, исправно служили. Что мы имеем на финише. Наработка двигателя 2732 м/часов. Итого двигатель отработал 275 м/часов. Топлива потратили около 3500 л, в топливном баке оставалось, по прибытии в Дубну, около 1000 л. Средний расход топлива примерно 12,7 л/час (это с учётом работы двигателей в шлюзах и работы дизель-генератора). Пройдено около 3500 км (около 1900 миль), расход на милю примерно 1,85 л при средней скорости 8,2 – 8,5 узл. и встречном течении. Конечно, в таком достаточно далёком походе, мы не шли в режиме полуглиссирования, (для этой лодки - около 16 узлов) это сразу приводит к дополнительному расходу топлива, да и корпус с винто-рулевой группой чуть подоброс ещё в Чёрном море, что позже мы увидели, после подъёма лодки в Дубне, и это давало дополнительное гидродинамическое сопротивление и снижение максимальной скорости. Но в целом показатели получились вполне удовлетворительные.

Когда мы покидали яхту в Дубне, я заметил слезу у Владимира. 17 лет лодка служила ему а он ей. Сколько пройдено миль, сколько приключений, эмоций, а, иногда, и страхов пережито с ней. И, хотя, впереди ждёт новая, более роскошная, мореходная и комфортная яхта, расставаться с преданной, проверенной, не подводившей в самых тяжёлых передрягах «боевой подругой» нелегко.

Ну а лодка… Возможно обиделась, но не плакала! Ведь ждут её впереди ещё дальние походы и приключения. Она этого заслуживает, и знает – яхты Elling скучные люди не приобретают, а владельцами становятся романтики, путешественники, искатели приключений, то есть те с кем лодка обретает гармонию.

автор А.Рубинов

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статью в журнальном формате распечатать или прочитать можно здесь: